Потепление отношений между Россией и США не повлечет скорого снятия санкций и решения проблемы для екатеринбургского бизнеса с платежами за китайские товары. Об этом рассказал секретарь Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Максим Спасский на закрытой встрече предпринимательского сообщества с участием китайских бизнесменов.
«Мы сейчас слушаем Трампа шесть дней в неделю и уже думаем, что все проблемы с платежами будут решены. Спешу вас разочаровать: эта проблема будет еще какое-то время, и, может быть, она вообще не будет решена. Быстрое решение вопроса невозможно, санкции принимали три года, и каких-то послаблений ждать придется как минимум 9-12 месяцев», — рассказал Максим Спасский.
По сути, сохраняются все те проблемы, с которыми предприниматели столкнулись еще в 2023 году: долгий срок прохождения платежей, сложности с провозом товаров. Один из предпринимателей рассказал на встрече, что из Китая могут даже не выпустить подушки, приравняв их к товарам двойного назначения. Однако проблема не имеет таких масштабов, чтобы повлиять на заполняемость полок в магазинах. По крайней мере участники сферы перевозок не отмечают падения объемов, хотя моментами возникала проблема с ростом дебиторской задолженности из-за колебаний валютного курса.
«Проблема с самими платежами какую-то трудность для перевозок не представляет. Но есть проблемы у тех, кто не может за товары рассчитаться из-за вопросов с платежами. И объемы у них падают, и поставки перекрывают. Объем перевозок между Китаем и Россией все-таки растет, в том числе контейнерных», - пояснил представитель логистической компании «Трансстройгрупп» Леонид Дрянин.
Для проведения платежей бизнесмены прибегают к услугам платежных агентов, но этот вариант (по сути, единственный) полон рисков. Даже банки, предоставляющие своих агентов, не могут гарантировать клиентам, что операции пройдут гладко, а деньги, если они застрянут, удастся вернуть. И хорошо еще, если платежный агент не пропадет внезапно со средствами (такие случаи тоже были, и, судя по отзывам, немало).

Есть еще одна схема, которую нельзя назвать сильно распространенной, - криптовалюта. Однако ее популярность ограничивается законодательством. В России покупать криптовалюту можно, но использовать ее как платежное средство запрещено. И регулятор не настроен ослаблять ограничения. В Китае за использование криптовалюты и вовсе можно получить тюремный срок, однако, по словам Спасского, в КНР крипта имеет очень широкое хождение.
По словам руководителя компании «Международный финансовый консалтинг» Ильи Бугрова, российское законодательство все-таки не исключает полностью использование криптовалюты для оплаты зарубежных товаров.
К примеру, если россиянин захочет купить автомобиль в Южной Корее, он идет в компанию, которая занимается конвертацией крипты, и перечисляет рубли, которые затем конвертируются в крипту в юрисдикции стран, где разрешены операции с виртуальной валютой. Там же криптовалюту конвертируют в иностранную валюту, которой оплачивается упомянутый автомобиль и другие товары.
При этом, согласно законодательству, в России компания оказывает логистические услуги по доставке автомобиля, а не обмен криптовалюты. Правда, судя по настроению самих предпринимателей, такая схема сильного доверия у них не вызывает. Единственный ощутимый плюс, что платежи проходят максимум за 24 часа. При этом сам же Бугров предупредил, что 90-95% предложений по операциям с криптой, которые курсирют в Сети, – объявления от мошенников. Сильный минус этой схемы – невозможность спланировать заранее поставки товаров, поскольку операции проходят по принципу «здесь и сейчас» из-за сильных колебаний курса криптовалюты. То есть предпринимателю советуют не пытаться планировать покупки на месяц вперед, поскольку курс виртуальной валюты непредсказуем.
Прозвучали на встрече и оптимистические ноты в связи с потеплением отношений Москвы и Вашингтона. Хотя скорого снятия санкций не предвидится, новых ограничений США пока тоже вводить не собираются. А для китайских банков финансовая политика американских властей, а не ЕС стала ориентиром при ведении дел с российским бизнесом.