Цыгане Екатеринбурга боятся проявлений национализма в их отношении и пытаются в таких случаях договориться. Об этом рассказал юрист-криминолог, исследователь цыган, доцент Уральского государственного юридического университета Данил Сергеев.
«В Екатеринбурге не было погромов, но с национализмом сталкиваются. Обычно в таких случаях они стараются договариваться. Вообще цыгане на самом деле пугливые, и с ними всегда можно договориться», — рассказал ученый в интервью изданию «Газета.Ru», отвечая на вопрос, что изменилось в общине после погромов в Коркино. В этом челябинском городе осенью прошлого года ромы убили таксистку, после чего начались погромы цыганских домов.
Сергеев занимается исследованием цыган Екатеринбурга и России уже девять лет. Ему удалось близко познакомиться с закрытой этнической группой и наладить неформальные отношения с представителями разных групп внутри цыган. Благодаря этому, он много знает об обычаях и представлениях цыган.
Так, он рассказал, что в Екатеринбурге живут цыгане балканского происхождения, они называют себя «сербиянами». Живущие в городе цыгане-котляры не торгуют наркотиками, они ремесленники, занимаются кузнечным делом, собирают и сдают металлолом.
Женятся рано, в 12-15 лет. «Когда цыгане находят партию своему сыну, им нужно невесту, скажем так, забронировать. Они договариваются семьями, организовывают «обручение». Оно, конечно, выглядит как свадьба, но по сути девочка переходит в дом родителей мужа, и те воспитывают ее вместе с другими детьми.
Тем не менее встречаются ситуации, когда в 13-14 лет цыганки уже рожают. Так как оба родителя несовершеннолетние, то уголовной ответственности никто из них не несет», — говорит он.
Учатся цыгане мало и плохо, русский узнают не в школе, а из телепрограмм. В домах очень чисто, кухня вкусная и своеобразная. Женщинам работать можно, но негде. У них культ семей: сирот берут на воспитание по своим, детей не бьют, стариков в дома престарелых не сдают. «Авторитет старших, любовь к детям — то, чему мы можем у них поучиться», — замечает Сергеев.
К официальной медицине обращаются редко: ходят к своим знахарям, делают заговоры, используют отвары, и к 60 они уже глубокие старики.
Самое интересное, что, как отмечает Сергеев, есть даже цыгане, воюющие на СВО, они собирают гумпомощь для своих. «В целом они довольно патриотичные», – поясняет исследователь.