Внимание к представителям цыганской национальности в последнюю неделю в Челябинской области было повышенным из-за резонансного убийства таксистки Елены Манжосовой (Сарафановой) и последовавшим за ним народным бунтом. Жители Коркино, где все это случилось, обвинили в сложившейся ситуации полицию и местные власти, которые, по их мнению, бездействовали. А губернатор Текслер поднял вопрос об адаптации цыган в российском обществе. Почему за многие годы жизни в стране представители этого народа так и не социализировались в полной мере? И насколько сегодня необходимо им это делать? На эти и другие вопросы о цыганах в интервью ЕАН ответил доцент кафедры политических наук и международных отношений историко-филологического факультета Челябинского госуниверситета, кандидат исторических наук Иван Нохрин.
- Иван, напомните, пожалуйста, когда в России впервые появились цыгане? Откуда они взялись?
- До XVIII в цыган в России вообще не было, по крайней мере, их присутствие не упоминалось. Они у некоторых людей ассоциируются с чем-то азиатским, с таджиками, узбеками, но на самом деле приехали они из Европы. В XVIII в. стали появляться первые упоминания о том, что цыгане селятся в западных российских губерниях. В первую очередь речь шла про Малороссию. Это территории, присоединенные во второй половине XVII в., они упоминаются в связи с присоединением Польши.
Изначально проживание цыган было характерно для Венгрии, Румынии, Чехии, Польши. В Россию они попали оттуда.
Что интересно, цыгане пришли в Европу вместе с остальным европейским населением. Цыгане по своему языку родственны славянским и германским языкам. Пожив в Европе, они пошли обратно на восток. И вот дошли даже до территории современной Челябинской области.
- Многие считают цыган кочевым народом. Так ли это?
- Это не кочевой народ. По крайней мере, они не более кочевой, чем все остальные люди, ведь все периодически переселяются так или иначе.
Про кочевой – это один из мифов про цыган. Это, можно сказать, такой образ, который они сами себе создают.
Но стоит отметить, что они действительно исторически много передвигались. Это было связано с тем, что они всегда занимались ремеслом и почти никогда не были земледельцами, то есть не были привязаны к конкретному участку земли. Еще даже 100 лет, 200 лет назад они двигались от одного населенного пункта к другому и предлагали свои услуги – сделать подковы, ложки, чайники, ножницы и другие металлические изделия, нужные в быту. Когда все было сделано, они шли к другой деревне и так далее. Возможно, поэтому их воспринимали как кочевых. Но это не так. Они были ремесленниками, которых много было и среди других народов. Если бы они жили в США, их бы называли коммивояжерами. И в основном они передвигались в пределах 20-50 км. А преодолевать такие расстояния, как из центра России до Урала, им не свойственно. На такие расстояния они переехали из-за крупных событий, например, раскулачивания или Второй мировой войны. Но из-за этих событий ведь не только цыгане, а вообще все массово переезжали на восток. В целом для цыган такие рывки не очень-то типичны.
Поэтому я удивляюсь, когда сегодня кто-то требует, чтобы цыгане уезжали. А куда им уезжать? Им некуда уезжать. Они здесь живут и жили много лет.
- Как власти в СССР относились к цыганам? Какие меры принимали, чтобы социализировать представителей этой нации?
- Советский Союз вообще не обращал внимания на существование цыган, их как бы вообще не было.
Исключением является только один небольшой период: 1920-е – начало 1930-х. Тогда активно пытались создавать цыганскую письменность, цыганскую литературу, то есть прямо поощряли развитие этого.
В остальные времена у СССР не было какого-то особого отношения к ним. А что касается более ранних времен, то есть Российской империи, то там весь вопрос был всегда в религии. Те цыгане, которые были православными христианами, считались своими. Они должны были платить налоги, как и все, нести все те же повинности. Те из них, кто был мусульманином, воспринимались царскими властями наравне с татарами, башкирами и другими мусульманскими общинами. Но особого отношения к цыганам и в этом случае не было.
- Что известно истории о конфликтах с цыганами?
- Порой возникали конфликты, но они не имели системного характера. Стычки были, но не более, чем у русских с татарами. Нельзя сказать, что цыгане были конфликтным народом. Просто о них сложились определенные стереотипы. Например, про то, что цыгане крадут коней. Никто не мог сказать, что только цыгане крали коней, так делали и все остальные.
А если говорить о сегодняшнем дне, то, по-моему, ситуация в Коркино с народным бунтом не имеет никакого отношения к цыганам.
Недовольство, которое там вспыхнуло, скорее, демонстрирует общее недоверие людей к институтам власти и особенно к полиции. Ведь люди возмутились тем, что после убийства реакция правоохранителей последовала не сразу, а через какое-то время, когда уже начались протесты.
Отсюда сразу возник вопрос: а в цыганах ли истинная причина социального напряжения? Когда люди говорят, что местная власть не реагирует на их обращения. Когда в целом есть это недовольство и в какой-то момент происходит какое-то трагическое событие, оно становится просто последней каплей.
И не нужно говорить, что все цыгане нигде не работают. Я знаю, что очень многие до сих пор занимаются делом, исторически им свойственным, - работают с металлом. Как и раньше, являются кузнецами по сути. Они делают заборы, оградки, например. У многих есть такой бизнес. А обвинения в том, что все цыгане не работают, были брошены, когда люди уже были взвинчены, как мне кажется.
Цыгане, кстати, занимались всегда не только железоделательным производством, но и торговлей – чаще всего лошадьми. Они привыкли полагаться сами на себя. Поэтому и ведут замкнутый образ жизни – внутри своей общины. У них очень сильный характер.
Еще можно напомнить, что цыгане – это люди, которые всегда умеют себя преподнести с хорошей стороны.
Они яркие, умеют петь, веселиться, играть на музыкальных инструментах. Благодаря этому они тоже нередко хорошо зарабатывают. И это все несмотря на то, что на протяжении всей истории этот народ постоянно сталкивается с притеснениями и гонениями.
В этом плане они молодцы, не унывают никогда, опять же, даже невзирая на то, что у них нет своего большого цыганского государства. Они везде чужаки.
- Что еще можно отметить в качестве особенностей цыган?
- В цыганских общинах существует очень четкое распределение обязанностей. Но дискриминация никуда не делась. Перспективы цыган очень ограничены. Уровень образования у них, как правило, низкий. И у детей, а затем и у взрослых почти нет возможностей для хорошей самореализации.
Почему в России в целом падает рождаемость? Это не российский тренд, а мировой. Так давно происходит на Западе. У людей появляется больше возможностей для самореализации, поиска себя, работы, хобби. Поэтому и детей рождается все меньше.
У цыган перспективы самореализации ограничены, поэтому они продолжают создавать большие семьи и через них, в первую очередь женщины, реализуются.
А что касается цыганских мальчиков, которые в основном учатся только до 6-7 класса, я не думаю, что надо как-то заставлять родителей не забирать их из школы так рано. Если заставлять, то результата не будет, ведь на любую силу найдется хитрость. Другое дело, что надо ставить вопрос о том, чтобы их заинтересовать в дальнейшем обучении.
Но тут у нас встает сразу куча других вопросов. А можем ли мы реально заинтересовать человека сегодня в получении образования? А можем ли мы вот так вот, положа руку на сердце, сказать, что человек, получивший образование, то есть отучившийся не шесть, а, допустим, 11 классов, имеет какие-то реальные преимущества перед человеком, который отучился шесть классов? Цыгане очень хорошо понимают, что специфика экономики и специфика жизни, особенно в регионах России, состоит в том, что мальчику далеко не всегда и надо иметь такое образование.