Жители общежития в Екатеринбурге по улице Подгорной, 6, что в районе овощебазы №4, уже несколько лет добиваются расселения их аварийного дома. Условия проживания в последнее время здесь стали по-настоящему нечеловеческими: смрад на этажах, отсутствие туалета и душа, стены рассыпаются на глазах. Людям попросту некуда отсюда съехать. Жалобы на аварийное жилье дошли даже до прямой линии Владимира Путина, но пока дело с мертвой точки не двигается. И сдвинется ли вообще — неясно.
Аварийное ныне здание общежития принадлежало когда-то АООТ «Уралтрансстрой», которое распалось еще в 1999 году на несколько организаций. Впоследствии у общежития несколько раз менялась управляющая компания, но с жильцов плату всегда собирали исправно, а дом, в котором капремонт не проводился с начала 1990-х, ветшал. Сейчас он напоминает, скорее, здание в заброшенной Припяти, чем жилье в современном мегаполисе.
Внутри дома застыл весь быт советских общежитий, если не считать стиральных машин в умывальниках (так в общежитиях называют места для водных процедур). Но вряд ли среди городских экскурсоводов нашлись бы желающие водить сюда туристов и любителей советского прошлого.
С порога гостей встречает смрад, исходящий из подвала, где расположена единственная на все общежитие душевая и бомбоубежище, залитое канализационными стоками.
Надежность гражданского укрытия вызывает сомнения. Местами в основании дома лопнули шпалы. Даже невооруженным взглядом видна просадка здания. Кирпичная кладка части стены осыпалась аккурат под жилыми этажами. Из-за непроходящей сырости комнаты в общежитии покрылись плесенью, полы проваливаются под ногами. В таких условиях люди живут уже десять лет, как дом начал рушиться.
«Никто нам ни крыши, ни фасада не ремонтировал более 30 лет. Мы исправно платим за капремонт, но, похоже, наши деньги идут кому угодно, но не наш дом, — рассказывает ЕАН жительница общежития Светлана. — У нас тут рядом старые дома стоят, двухэтажные. Там и кровлю отремонтировали, и стены».
Примечательно, что среди этой разрухи размещен подведомственный городской администрации города детский клуб «Звездочка». Другой вопрос, знает ли мэрия о его существовании, с учетом того, в каких условиях здесь занимаются дети.
Нарастающий смрад и сырость уже не выдержали жители первых этажей. Они первыми сбежали из этих условий. Кому-то из них удалось сдать комнаты мигрантам, отчего стало только хуже, поскольку новые квартиросъемщики, со слов старожил здания, чистоплотностью не отличаются, справляя естественные надобности где придется.
Собственнице Марине найти квартиросъемщиков не удалось. Она перебралась на съемное жилье и отдает две трети пенсии: за съем жилья и коммунальные услуги в общежитии.
А семьям с детьми, коих в доме насчитывается около 30, податься некуда. Всего в доме насчитывается 110 комнат, в большинстве которых живут семьи, в том числе молодые.
По словам жильцов, до конца 2023 года обращения в инстанции на состояние общежития результатов не давали, пока один собственник не отослал обращение на прямую линию с президентом РФ Владимиром Путиным. В прямой эфир оно не дошло, но ситуацией вскоре заинтересовалась прокуратура. В мае 2024 года городская администрация все-таки признала дом аварийным и подлежащим сносу. Спустя почти год общежитие не расселили. Представители прокуратуры еще дважды проводили проверку, но дело с мертвой точки не сдвинулось.
По словам жильца Олега, городские власти предложили жителям сносить дом за свой счет. Тем, кто живет по договорам социального найма, все-таки был предложен маневренный фонд. Но переселяться в качестве альтернативы на 16 «квадратов» екатеринбуржцы не решились.
С начала марта в общежитии стало невозможно пользоваться единственным душем. Приехавшие на осмотр сантехники констатировали, что коммуникации в доме окончательно сгнили и вода просто уходит в почву, подтачивая и без того непрочное основание здания. В управляющей компании жильцам в ответ на проблему посоветовали ходить в баню. «Заботливый» диспетчер даже указала точный адрес помывочного учреждения. На этом участие управляющей компании в жизни дома закончилось. Зато ресурсоснабжающие компании не забывают выставлять счета.
Например, Светлане за март прислали квитанцию на 13 тыс. рублей, что сильно удивило женщину. Поскольку еще в феврале «коммуналка» стоила чуть более 5 тыс. рублей. Получается, что чем хуже ситуация с коммуникациями в доме, тем дороже здесь жить.
В пресс-службе городской администрации ЕАН пояснили, что решение по расселению дома уже найдено. До конца года его планируется включить в программу комплексного развития территории (КРТ) и выставить на торги. А застройщик, который купит участок, будет решать проблемы с жильем. К слову, по этой причине городские власти рассматривают КРТ как полноценную альтернативу муниципальной программе расселения жилья.
Правда, сам процесс расселения в рамках КРТ не всегда быстрый и может занимать около года. Это, конечно, при условии, что аукцион на участок со старыми коммуникациями и низким уровнем транспортной доступности привлечет внимание застройщиков. Наконец, прежде мэрия еще не включала в программы КРТ дома высотой более трех этажей. В основном под «реновацию» идут участки с домами барачного типа, которые были построены в 1940-1950-х годов. Здесь дом четырехэтажный.
По вопросу расселения аварийного дома ЕАН также направил запрос в минстрой Свердловской области. Впрочем, для самих жильцов сейчас важна не столько возможность переехать, сколько желание просто помыться.