Накануне подконтрольная предпринимателям Артему Бикову и Алексею Боброву «Корпорация СТС» попыталась публично отбиться от претензий Генпрокуратуры РФ по приватизации свердловского предприятия «Облкоммунэнерго». В одном из своих доводов компания ссылалась на то, что даже прокуратура через суд в 2016 году не смогла оспорить сделку. Однако о сути претензий надзорного ведомства в «Корпорации СТС» умолчали.
Между тем вопросы к прозрачности сделки и у прокуратуры, и у заксобрания Свердловской области появились почти десять лет назад, после чтения результатов проверки Счетной палаты региона. Вероятно, Генпрокуратура РФ как раз и подняла из архивов этот доклад.
Напомним, что «Облкоммунэнерго» было учреждено в 2001 году по решению правительства Свердловской области как государственное унитарное предприятие (ГУП). Единственным акционером являлось министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО). Вплоть до 2011 года это было финансово успешное предприятие. Но за несколько лет до приватизации у ГУП начались трудности.
Согласно материалам Счетной палаты Свердловской области, которая провела проверку сразу после приватизации, с 2011 по 2014 годы, в преддверии передачи в частные руки, «Облкоммунэнерго» сильно подешевело. Коэффициент текущей ликвидности (способности активов к быстрой продаже по цене, близкой к рыночной) предприятия сократился с 1,6 до 0,5 (при нормативе коэффициента 0,7). Кроме того, бухгалтерская деятельность в предприятии велась настолько плохо, что к 2014 году не была произведена оценка всего имущества «Облкоммунэнерго», что тоже влияло на конечную собственность коммунального предприятия.
Одновременно с этим снижались показатели финансовой устойчивости ГУП. За три года деятельности чистый убыток «Облкоммунэнерго» составил 3 млрд 344 млн 924 тыс. рублей.
«Основной причиной получения убытков предприятием явилась недостаточность валовой выручки на покрытие расходов по видам деятельности, регулируемым тарифами», — заключили в Счетной палате области.
Как считает ряд экспертов, на финансовую устойчивость предприятия в 2011 - 2014 годах негативно повлияла передача под его контроль котельных и тепловых сетей в различных муниципалитетах. Многие из этих объектов находились в запущенном состоянии. В результате под управлением «Облкоммунэнерго» собралось несколько десятков никак не связанных друг с другом теплопунктов. Вместе с новыми объектами компания получила и потребителей с низкой платежной дисциплиной.
По вопросу генерирования убытков Счетная палата Свердловской области обнаружила еще один нюанс. По основной своей деятельности предприятие «генерировало положительный денежный поток», то есть происходило наращивание средств.
Пока «Облкоммунэнерго» терпело убытки, в правительстве региона решили в 2012 году акционировать ГУП. Следует отметить, что процесс был запущен за несколько лет до того, как на федеральном уровне решили до минимума сократить количество унитарных предприятий. ФАС начала лоббировать эту идею только в 2018 - 2019 годах. То есть было понятно, что предприятие начали готовить к приватизации, хотя в 2012 году в МУГИСО по этому вопросу хранили молчание.
Нарушения были найдены и при передаче имущества «Облкоммунэнерго» новому собственнику, следует из материалов Счетной палаты Свердловской области. Например, при изъятии имущества, которое не подлежало приватизации, не были составлены акты приема-передачи между МУГИСО и предприятием. Сама приватизация компании была проведена в отсутствие порядка принятия решения об условиях приватизации государственного имущества Свердловской области.
Примечательно и то, что, по данным проверки, чистые активы «Облкоммунэнерго» перед продажей резко подешевели — в 6,2 раза. По состоянию на 31 декабря 2013 года они стоили 7,74 млрд рублей. После переоценки к 23 августа 2014 года стоимость чистых активов составляла уже 1,24 млрд рублей. К концу 2014 года цена снизилась до 1,21 млрд рублей.
Почему так произошло? Одна из версий – все та же недобросовестная бухгалтерская отчетность. Другая версия, звучавшая на слушаниях доклада в областном заксобрания, — предприятие готовили к передаче в частные руки. Именно эту позицию заняла Генпрокуратура в своем иске.
Подешевевшее в разы госпредприятие в итоге досталось «Корпорации СТС», контроль над которой принадлежит предпринимателям Артему Бикову и Алексею Боброву. Тогда в заксобрании удивились, на каких условиях оно досталось бизнесменам, – те пообещали покрыть долги «Облкоммунэнерго». Хотя надо отдать бизнесменам должное – из убыточного состояния предприятие вывели. Согласно финансовой отчетности предприятия, чистая прибыль «Облкоммунэнерго» за 2024 год составила почти 170 млн рублей против 181,34 млн рублей в 2023 году.
Напомним, что, по версии Генпрокуратуры, госпредприятие в Свердловской области, а также другие активы в УрФО могли быть переданы с нарушениями закона. Инвесторы Биков и Бобров, по данным надзорного ведомства, вели бизнес за счет ежегодных государственных субсидий и регулярного повышения тарифов при поддержке руководителей органов власти регионов, входящих в состав Уральского федерального округа. В обход указа президента РФ «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами», по данным Генпрокуратуры, бенефициары холдинга под видом фиктивных займов вывели за рубеж часть полученного дохода на сумму более 12 млрд рублей. В «Корпорации СТС» доводы надзорного ведомства отвергают. В компании считают, что Генпрокуратура могла быть введена в заблуждение «многолетней кампанией по дискредитации в оппозиционных telegram-каналах».

Что за «Корпорация СТС», акции которой требует вернуть государство15 сентября в 17:35
