На площадке Технического университета УГМК прошел бизнес-форум «Мотивация 3.0: морковка-форум». Для обмена опытом в Верхней Пышме собрались руководители и представители компаний среднего и малого бизнеса, бизнес-тренеры, а также все, кто интересуется вопросами мотивации персонала. Какое значение имеет для бизнеса корпоративная культура, что такое «холакратия» и что необходимо для улучшения рабочей атмосферы в команде, организаторы и спикеры рассказали в интервью агентству ЕАН.
Руководитель департамента маркетинга и продаж Технического университета Нина Новикова объяснила концепцию форума, рассказала о том, в каком формате происходил обмен опытом и какие темы были особенно востребованы в области HR-менеджмента.
- Расскажите о форуме? Какова его концепция?
- Форум называется «Мотивация 3:0: морковка-форум». Он посвящен теме мотивации персонала и создания высокоэффективных команд, которые позволяют развивать и продвигать бизнес. Именно высокая внутренняя мотивация, что на языке специалистов в этой области называется «морковка», позволяет персоналу эффективно трудиться и профессионально не выгорать.
- Почему тема мотивации сотрудников сегодня особенно актуальна?
- В традиционном методе «кнута и пряника» всегда есть крен в ту или иную сторону. Тема мотивации сотрудников обращена к вопросам: «А чего человек хочет сам?», «Что сделать, чтобы его интересы совпадали с интересами компании?». Чтобы у него горели глаза, чтобы ему было важно то, что делает его компания. Если это понимать, тогда в принципе все будет замечательно. Где этих людей найти, как их обучать и как их удерживать – вот вопросы, которые здесь обсуждаются.
- Кто участвовал в форуме?
Целевая аудитория форума – это руководители, собственники бизнеса и директора по персоналу. Ну и вообще все управленцы, для которых эта тема очень актуальна. В рамках различных крупных предприятий есть команды, которые решают важные локальные задачи. Руководителям таких команд также интересна тема мотивации сотрудников.
Спикеры приехали из разных городов страны. Это – Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Уфа. У нас было зарегистрировано 130 человек.
- Какие предприятия и корпорации присутствовали?
- ОЭЗ «Титановая долина», Росатом, «Металлпром», ПАО «Свеза» и многие другие.
- Кто является инициатором форума?
- Идея проведения принадлежит Техническому университету УГМК. Мы неплохо научились работать с крупными предприятиями, которые похожи на нас и по корпоративной культуре, и по системе обучения и развития персонала. Но мы не затронули еще такую сферу – малый и средний бизнес. Это рыночно ориентированные руководители, то есть для них нужны какие-то нетривиальные темы и форматы. Поэтому решили, что вопрос управления и мотивации персонала интересен вне зависимости от размеров: хоть ИП, хоть крупнейший холдинг.
- В каком формате прошел форум?
- Мастер-классы с разбором кейсов. Самое главное – не теория, а кейсы из реальной практики. На мастер-классе человек говорит о том, чего сам достиг, почему он здесь, почему он лидер. Также он рассказывает, что у него получалось или не получалось. Минимум саморекламы, максимум – полезной практики.
Наши спикеры делились опытом исходя из своих реальных достижений и проблем. Это все обсуждалось в формате открытых дискуссий. В качестве спикеров были приглашены как собственники бизнеса, так и бизнес-тренеры из крупных компаний. Это позволяет расширить взгляд. Это своего рода панорамное видение, а не тоннельное.
- Какие инструменты мотивации особенно востребованы сегодня?
- Наверное, нельзя их называть инструментами. Эти комплексные решения, о которых говорили наши спикеры, описаны в бизнес-литературе и используются в бизнес-тренингах уже не одно десятилетие. Сейчас новое поколение – agile-культура, «бирюзовость», «холакратия». Это все новые направления, в рамках которых менеджмент компании структурирован не вертикально, а горизонтально, как матрица. Эти направления характерны для работы с поколением «Z», рожденным в 2000-х годах. Такие методы управления ориентированы на инициативу людей, на раскрытие их потенциала. На сегодня в России они наиболее применимы в компаниях среднего и малого бизнеса – в банковских сервисах, в IT-компаниях.
Все зависит от поставленных задач, от масштабности проекта. Вопрос в том, будут ли участники форума применять новые методы или нет? Наверное, будут. Наверное, будут пробовать. Что-то будет работать, что-то не будет. Я думаю, все зависит от мотивации людей, которые у нас собрались.
- Дайте несколько советов по улучшению атмосферы в команде. Что самое главное?
- Я недавно прочитала книгу Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует». Самое главное – умение формировать взаимодополняющую команду, научиться взаимодействовать. У одного – одна сильная сторона, у другого – другая. Не надо набирать одинаковых людей в команду. Все должны быть взаимодополняющими – это приведет к успеху. Нужно уметь общаться с сильными сторонами своего партнера, нивелируя слабые.
Конечно, развитие корпоративной культуры в России имеет сравнительно недолгую историю. Один из спикеров привел статистику: осознанное создание корпоративной культуры – 20% предприятий, у 80% компаний России – так сложилось. Надо понимать, что она есть и что ее не сломать, не переделать. Но вполне возможно ее усовершенствовать и развить.
Безусловно, с ней нужно считаться. Особенно если ты внедряешь проект на давно работающем предприятии, надо думать, чтобы не было конфликта между устоявшейся корпоративной культурой и новым проектом.
Гости форума также поделились своими впечатлениями. О том, чем подобные мероприятия полезны для профессионалов, нам рассказала один из спикеров семинара, управляющий партнер Лаборатории интегральных HR-технологий Mela Lab (Уфа), эксперт в области системных HR-решений Светлана Гребенкина.
- Светлана, каковы ваши впечатления от форума?
- У меня очень приятные впечатления. Я удивлена тем, как форум организован: от крупного до мелочей. Я всегда говорю: Бог и черт – в деталях. Настолько все выверено, настолько правильно расставлены все акценты… Мне нравится, как подобраны спикеры. Обсуждения на форуме – очень живые. Я приеду в Уфу и буду рассказывать, что УГМК проводят очень достойные мероприятия на своей площадке.
- Понравилась ли вам сама площадка, Технический университет УГМК?
- Это первое, что произвело на меня сильное впечатление. У нас в Уфе тоже есть, конечно, серьезные вузы, но здесь все настолько современное. Просто дух деловой современности!
- Что вы можете сказать о концепции форума?
- Она очень простая и непростая одновременно. Это очень правильная концепция, ведь разговор идет о мотивации людей. О мотивации в более широком смысле, потому что мы не говорим о каких-то «кнутах», «пряниках», «морковках», несмотря на то, что форум называется «Морковка-форум». Разговор идет более глубокий. Мы говорим о корпоративных культурах как о факторе мотивации, о психологических потребностях людей.
И вообще, насколько я понимаю, в форуме принимают участие люди, которые управляют персоналом профессионально, и те, кто являются собственниками и руководителями бизнеса.
- Может быть, вы поделитесь с читателями интересными идеями, которые вы извлекли для себя на форуме?
- Поскольку управление персоналом - зона моей профессиональной компетенции, каких-то серьезных открытий у меня нет. Есть подтверждения того, что разные люди и разные компании начинают всерьез задумываться о таких вещах. И с очень разных точек зрения стараются это переосмыслить, освоить, найти рабочие инструменты. Один из таких рабочих инструментов я предлагала в своем выступлении. Я считаю, что такие вещи всегда полезны, потому что даже когда ты не узнаешь чего-то принципиально нового, но кто-то передает эту же мысль немножко другими словами, углубляется понимание. А я считаю, что понимание – сейчас очень большая ценность. Без понимания того, что происходит, предпринимать какие-то действия - очень опасно.