Екатеринбург посетила делегация имамов из Узбекистана. Они были приглашены Центральным Духовным Управлением мусульман Свердловской области и лично главным муфтием Абдуль Куддусом Ашариным. Основной целью поездки стал обмен опытом и презентация книги «Смута ИГИЛ» (запрещенная в РФ террористическая организация – прим.ред.), изданной в Узбекистане на двух языках. Пятеро имамов встречались со своими согражданами, приехавшими на заработки в Россию и студентами.
«Одна из целей нашего визита – пропаганда среди наших граждан здесь. Мы говорим, чтобы они соблюдали законы, заработок отправляли семье, а если нет работы – возвращались Бывают негативные моменты, когда человек приехал и сбился с пути. Деньги тратит не на семью, а на развлечения. Или вовсе подается в преступность. А потом происходят разводы, дети остаются без воспитания. Или того хуже, человек попадает в религиозные течения какие – то. Это все плохо, и мы говорим с людьми, что надо соблюдать законы того места, где ты сейчас живешь», - объяснил ЕАН суть встреч заместитель главного имам-хатиба Ташкента Жасур Раупов.
На последней встрече на Бажова, 219 в корреспонденты ЕАН узнали у гостей, что рассказывали им заключенные в колониях, а также студенты УрФУ и Аграрной академии.
Студенты
В Екатеринбурге в ВУЗах учатся студенты из разных стран Центральной Азии. Среди них много узбеков. Имамы презентовали молодым людям книгу и были готовы к вопросам. Для студентов УрФУ, как выяснилось, важен вопрос о молельной комнате, в которой можно было бы совершать намаз. Как сообщил ЕАН руководитель университетской пресс-службы Дмитрий Бенеманский, руководство ВУЗа в целом инициативу поддерживает, но пока для этого нет достаточно большого и подготовленного помещения.
«У нас учится много представителей разных культур и диаспор, и мы идем им навстречу. Так в Институте физической культуры удалось организовать комнату тайской культуры. Если появится инфраструктурная возможность, мы, несомненно, рассмотрим вопрос об открытии молельной комнаты для студентов-мусульман», - пообещали в университете.
Главный акцент на встречах со студентами - необходимость встраивания в светскую российскую культуру, соблюдение законов и обычаев принимающей страны.
Заключенные
Один из дней делегация посвятила посещению исправительных учреждений. Имамы были распределены по колониям, в которых встречались со своими земляками. Большинство из них, как признают гости, это люди, приехавшие на заработки.
«Они встречали нас со слезами на глазах! Люди остро нуждаются в проводниках своей веры, спрашивали меня, почему к православным каждый месяц приезжает священник, а к ним – нет. Я считаю, что за каждой колонией должен быть закреплен отдельный имам», - с жаром говорил Анисов Шавкат, молодой священнослужитель из мечети «Олимжон ота» Ташкентской области.
Радикалы
Проблема экстремизма – общая для всех стран, и гости из Узбекистана делились с уральскими мусульманами своим опытом. Так, например, они считают, что радикалы – это в основном невежественные люди, не знающие Коран и не умеющие его читать.
«Даже в Узбекистане мечети посещают всего 35% населения. Получается, что мы проповедуем истинное учение среди меньшинства. Наши соотечественники, которые приезжают в Россию для заработка, могут вообще не быть истинными мусульманами. Именно поэтому они так подвержены влиянию вербовщиков. Невозможно противостоять лжи, если ты не знаешь, что такое свет», - рассказали гости на встрече.
Современные технологии
В Узбекистане имамы всех мечетей каждую пятницу ведут проповедь на общую для всей страны тему. Где бы ни находилась мечеть, в Ташкенте или отдаленном горном кишлаке, используя мессенджеры, они заранее договариваются об этом. Это помогает продвигать общие идеи. Поэтому гости были очень удивлены определенной «разрозненностью» ислама на Урале.
Абдуль Куддус проблему признает.
«Когда мы будем любить Господа нашего Аллаха больше, чем себя. Когда мы забудем о своем величии, тогда мы сможем объединиться. Меня снова выбрали главным муфтием на пять лет, а я с удовольствием ушел бы на пенсию. У нас в области шесть духовных управлений, а должно быть общее, одно. Пока мы не можем даже в одни совет объединиться», - заявил муфтий ЕАН.