РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 7 мая 2018 в 17:43
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Потеряны, но не забыты: как ищут погибших на войне

Великая Отечественная война унесла жизни почти 27 млн советских солдат и мирных жителей. Однако судьба тысяч солдат остается неизвестной и по сей день – многие из них считаются пропавшими без вести, поскольку ни живыми, ни мертвыми они с войны так и не вернулись. Точное их количество до сих пор неизвестно – это связано с несовершенной системой подсчета числа потерь среди солдат в Красной Армии и крайне сложными боевыми условиями. Поиски пропавших без вести ведутся до сих пор, многие семьи уже узнали о судьбе своих дедов и прадедов и смогли захоронить их со всеми почестями.

Как писалась история

Самое большое количество пропавших без вести приходится на самое начало войны – в 1941 году Красная Армия несла огромные потери убитыми, ранеными и пленными. Советские войска неоднократно попадали в окружение, выбраться из которого удавалось немногим. Стоит только представить себе страшную цифру: по данным немецкого командования, за 6 месяцев 1941 года в плен попали 3,35 млн советских военнослужащих, а по советским данным, число пленных, убитых и пропавших без вести составило без малого 4,5 млн человек. Не меньшими были потери и в 1942 году.
Уже после войны истинное число погибших и пропавших без вести называлось со значительными корректировками в сторону уменьшения. Советскому командованию было выгодно скрывать количество потерь – это полностью соответствовало партийной идеологии, именно поэтому в феврале 1946 года было заявлено, что потери Советского Союза составили 7 млн человек. В последующие годы эта цифра неоднократно менялась в сторону увеличения, наиболее точным считается число 26,6 млн военнослужащих и мирных жителей. Учитывая, что население СССР по состоянию на 1939 год составляло 170,6 млн человек, каждый шестой житель страны не смог пережить кровопролитную и жестокую войну.
Для того чтобы скрыть огромные потери, власти страны предпринимали порой крайне спорные действия. В частности, нередки были случаи «утери» солдатских медальонов, которые в больших количествах обнаруживались при очистке бывших полей сражений во время и после войны. Сами же поля, в особенности видевшие самые кровопролитные сражения, в послевоенное время тщательно перепахивались и засаживались молодыми елками и соснами, рельеф местности менялся до неузнаваемости. Останки перемалывались и перемешивались, в результате многие семьи так и не узнали, где сложили голову их родственники.

Первые поисковые отряды

Если намеренное искажение информации полностью устраивало государство, то простое население смириться с отсутствием данных не могло. Энтузиасты, ставившие перед собой цель выяснить судьбы пропавших без вести солдат, появились уже в первые послевоенные годы. Они в основном по крупицам собирали информацию в архивах, переписывались с выжившими участниками и очевидцами событий в попытках восстановить полную картину сражений и выяснить точное количество жертв и пострадавших.
Полевые исследования не проводились в течение многих лет, вскрытия захоронений также не было. Однако даже бумажная работа приносила плоды, и многие семьи получили информацию о судьбе их близких и родственников.

Начало организованных поисковых мероприятий

Кардинальным образом ситуация начала меняться к концу 80-х годов. 15 марта 1988 года в Калуге состоялся Первый всесоюзный сбор руководителей поисковых отрядов. В нем приняли участие 160 руководителей отрядов и групп, занимающихся поисками тел солдат и офицеров, погибших в Великую Отечественную войну. Именно эта встреча объединила усилия всех поисковиков и стала официальной датой зарождения поискового движения. В мае 1989 года была проведена первая всесоюзная акция «Вахта памяти», после чего было принято решение вести всесоюзную Книгу памяти, куда стали заносить сведения обо всех погибших на Великой Отечественной войне.
В настоящее время поисковые организации включают в себя более 15 тыс. молодых людей во многих регионах страны, многие поисковики участвуют в работах целыми семьями.

Как проходят поисковые работы

Прежде всего тщательно изучаются архивные документы и карты, позволяющие восстановить историю сражений в районе, где будут проводиться поиски. Затем после разведки на местности определяется район поиска, если есть возможность, опрашиваются очевидцы событий. Если в живых очевидцев и участников событий уже не осталось, проводятся беседы с их родственниками, которые могли слышать от старших, где хоронили солдат после боя. Любая информация, даже противоречащая архивным документам, тщательно проверяется, и зачастую это приводит к нужному результату.
При осмотре местности поисковики обращают особое внимание на места с просевшим грунтом – это могут быть воронки, окопы, силосные ямы или погреба, где часто складировали тела погибших. Методы поисков могут быть разными – используется специальный щуп или раскапывается шурф, то есть траншея шириной около 70 см. Вопреки распространенному мнению, использование металлоискателей далеко не всегда приводит к нужному результату, поскольку большинство погибших солдат хоронили без снаряжения.
Идентификация тел производится по пуговицам от нательного белья или именным вещам – фляжкам, кружкам, ложкам, котелкам, в последнем случае указание на имя владельца может быть лишь косвенным, поскольку во время войны вещи часто меняли владельцев. Большой удачей является обнаружение именных медальонов, но, по статистике поиска, удается найти не более 1 медальона на 100 погибших.
В основном поисковые мероприятия проводятся дважды в год – за несколько недель до Дня Победы и в конце лета, однако в некоторых регионах акция «Вахта памяти» проходит с ранней весны до глубокой осени. После завершения «Вахты памяти» все найденные останки торжественно перезахоранивают. Еще Суворов говорил, что война не закончена, пока не похоронен последний солдат. Поэтому работа поисковиков будет продолжаться до тех пор, пока не будут найдены и опознаны все погибшие на полях сражений.

Личные истории

Каждая история поисков скрывает за собой огромную работу, которую проводят волонтеры-поисковики во имя того, чтобы незнакомые им люди смогли наконец-то узнать о судьбе погибшего на войне родственника и предать его земле со всеми воинскими почестями. Боль и сбывшаяся надежда – в личных историях, завершившихся успехом.

Что скрывает солдатская ложка

Руководителю подольского военно-патриотического объединения «Память» удалось найти танк, командир которого погиб при обороне Москвы в 1941 году. Танк пролежал 60 лет в 6 м от Варшавского шоссе и был обнаружен совершенно случайно. Добровольцы неоднократно проходили по этому месту, не замечая технику. Известно, что во время войны шоссе имело важное стратегическое значение, поэтому немецкие войска постоянно сбрасывали на него бомбы, за одну из которых и был первоначально принят танк.
При раскопках выяснилось, что под землей скрыт легкий танк Т-40, в котором были обнаружены обгоревшие кости танкиста, на груди погибшего лежала ложка из нержавейки с еле заметными инициалами на ручке. Неизвестный танкист кончиком иголки с трудом выцарапал на твердом металле буквы «П.Г.И.» в надежде, что по ним его смогут опознать в случае гибели. Надо сказать, что солдаты очень не любили заполнять смертные медальоны, - считалось, что после этого в ближайшем бою ждет неминуемая гибель. Поэтому чаще всего инициалами помечали личные вещи – взятые из дома ложки, солдатские котелки, кружки, саперные лопатки, пилотки, ремни, портсигары, - в общем, все то, что постоянно носили при себе. Известны случаи, когда по одному котелку удавалось установить судьбу целой роты!
В случае с обнаруженной ложкой поисковики не надеялись на успех. В 1941 году в окружение попадали целые армии, а документы со списками личного состава уничтожались в первую очередь. Однако поисковикам удалось найти свидетеля этого боя, который во время войны был еще ребенком. Он вспомнил, что по обеим сторонам шоссе красноармейцы вкопали в землю два танка, превратив их в огневые точки. После атаки немцев оба танка были подбиты, а один из них вырвало из земли, подбросило и перевернуло гусеницами вверх. После боев броня была пущена на металлолом, пулеметы также забрали, а танкистов так никто и не искал.
Несколько месяцев длились упорные поиски, было изучено множество сохранившихся архивных документов. В конце концов, в одной из книг учета безвозвратных потерь обнаружили данные младшего лейтенанта Полякова Григория Ивановича 1913 года рождения. Напротив его фамилии было указано имя матери и адрес деревни в Чувашии, но населенного пункта с таким названием на современных картах не было. Казалось, что поиски зашли в тупик. Но к ним подключились чувашские журналисты, и после публикации в районной газете сразу же откликнулась племянница танкиста, которой и была передана ложка героически погибшего дяди.

Трагедия солдатского поля

Очень часто поисковые работы открывают настоящие трагедии, где было поломано множество человеческих судеб. Одна из таких трагедий развернулась вблизи деревни Чуркино в 1941 году, когда взбешенный потерей Смоленска Сталин отдал приказ о начале контрнаступления, увенчавшегося поражением. Тысячи красноармейцев так и не смогли покинуть смоленскую землю. При начале отрядом «Высота» поисковых работ солдатские каски, поднятые кем-то на высоту человеческого роста, создавали впечатление, что человек проходит через солдатский строй. Местные жители вспоминают: «Там лежали, что как лен. Лен и лен. Кверху навзничь. И по всем том поле лежали. А потом их убрали… Там, на горе, мы косили уже после войны. У колодца много солдат было. Воды как налили — там одни волосы с головы…»
Погибших красноармейцев никто не хоронил. Жителей сожженных при наступлении на Москву деревень гитлеровская армия угоняла за собой, а тела так и оставались лежать в лесах и на болотах. Уже после войны, когда разоренные деревни стали восстанавливать, жители боялись заходить в лес, которым поросли поля сражений: «В 60-х годах пацанами мы еще были, тут страшно было зайти в лес. Тут все это — оскаленные черепа, железо, кони, ребра — росло…»
Современные поисковые отряды просеивали землю сквозь пальцы, буквально по косточкам собирая останки. Удается найти медальоны с данными погибших, но самой большой трагедией становится картина боя, понятная после эксгумации. Возле останков одного солдата был обнаружен лом с прикрученным к нему проволокой четырехгранным штыком – а это значит, что красноармейцы шли в бой с немцами, вооруженным до зубов, не имея даже винтовок.
Из небытия подняты останки совсем небольшого количества бойцов. А ржаное поле, на котором лежат множество погибших красноармейцев, после войны было приказано перепахать. Рожь, посеянная на этом поле, колосилась намного лучше, чем в других хозяйствах. Вот только хлеб, выросший на солдатском поле, жители деревни Чуркино не ели никогда.

Летчик вернулся с боевого задания почти через 75 лет

13 сентября 1942 года на штурм немецкого аэродрома Сеща вылетел 639-й штурмовой авиаполк. Аэродром был одним из крупнейших на оккупированной территории, он был прекрасно оборудован и тщательно охранялся, во многом превосходя другие немецкие объекты. После завершения боевого задания группа штурмовиков Ил-2 направилась на базу, но по пути домой ее атаковали немецкие истребители. Несколько советских самолетов были сбиты над территорией врага и так и не вернулись на свой аэродром, среди них был и 19-летний летчик из Ивановской области сержант Евгений Филиппов. Более 70 лет его судьба оставалась неизвестной.
Только весной 2016 года благодаря усилиям поисковых отрядов «Союз» и «Набат» в Угранском районе Смоленской области было обнаружено место падения штурмовика Ил-2. Многодневные поисковые работы привели к успеху – среди обломков удалось обнаружить фрагменты снаряжения и останки летчика. По номеру двигателя установили, что погибшим является летчик 639-го ШАП сержант Филиппов Евгений Григорьевич.
Через некоторое время были найдены и родственники бойца. 29 октября 2016 года в деревне Яново Комсомольского района Ивановской области состоялось торжественное захоронение сержанта Евгения Филиппова.

Воронка

Брестская крепость встретила Великую Отечественную войну 22 июня 1941 года в 4:15 – именно в это время по ней был открыт артиллерийский огонь, ставший полной неожиданностью. Крепость была серьезно разрушена, уже через полчаса начался ее штурм, после которого гарнизон был разбит на несколько отдельных очагов. В крепости осталось около 9 тыс. красноармейцев, державших оборону вплоть до 29 июня. Последний защитник Брестской крепости, майор Гаврилов, был взят в плен 23 июля 1941 года.
Мемориальный комплекс, посвященный защитникам Брестской крепости, содержит 243 фамилии. Всего под плитами лежат останки 976 найденных солдат и офицеров. Однако существуют данные, что при обороне Брестской крепости погибли 2 тыс. военнослужащих. А значит, многие тела не были найдены и ждут того, когда их обнаружат и похоронят в соответствии с традициями.
В сентябре 2009 года участники форума «Русского фортификационного сайта» обратили внимание на несколько немецких фотографий, на которых пленные красноармейцы (а в плен попали 5-6 тыс. защитников крепости) под контролем немцев сбрасывали тела погибших товарищей в воронку от снаряда мортиры «Карл». К апрелю 2010 года анализ снимков позволил определить достаточно точные координаты изображенного на снимках места, и 14 числа того же месяца на место выехали военнослужащие белорусского 52 отдельного поискового батальона при участии поисковиков-добровольцев.
Сначала поисковые мероприятия не принесли успеха – несмотря на гигантские размеры воронки, диаметр которой составлял около 15 м, а глубина не менее 5, обнаружить ее на местности не удалось. Внешних следов от воронки практически не осталось. Попытки были предприняты также в мае и августе, но результат также был нулевым.
Только в середине октября удалось обнаружить остатки костей и фрагменты обуви, после чего была начата полноценная поисковая операция. Уже в первый день были найдены останки двух красноармейцев, один из которых был одет в полное боевое снаряжение, включая каску и смертный медальон. Раскопки продолжались с 19 по 26 октября – воронка отдала останки 58 красноармейцев, и это захоронение стало вторым по величине за всю историю поисковых мероприятий в Брестской крепости.
Очевидно, трупы перед захоронением не обыскивали, поэтому в братской могиле удалось обнаружить множество личных вещей: медальоны, документы, оружие, солдатские ложки, кружка, фляги, импровизированный светильник и многое другое. 2 найденных медальона удалось опознать – один из них принадлежал ефрейтору 84-го стрелкового полка Александру Михайловичу Таглину 1917 года рождения, имя которого уже значилось на плитах мемориала. Дело в том, что гибель солдата была ранее подтверждена свидетельскими показаниями. Благодаря усилиям поисковиков удалось найти сестру и дочь ефрейтора, ранее не подозревавших о существовании друг друга.
На 9 ноября 2010 года количество захороненных защитников Брестской крепости составляло 1034 человека. Поиски продолжаются и по сей день – на территории крепости в импровизированных захоронениях лежат еще не менее тысячи человек.
Фото: vk.com Поисковое объединение "Неизвестный солдат", Памяти нашей Победы,Вторая мировая война и Военная археология, pixabay.com
almaceramica
Главные новости
После публикации ЕАН минобр запретил визиты учителей в семьи свердловчанВ Госдуме взялись за перевозчика, который «наплевал» на график автобусов в ЕкатеринбургеСуд арестовал свердловчанина, сбившего насмерть велосипедистовГлавный ледовый городок в третьем городе Свердловской области будет посвящен военнымВ Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВОЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в Екатеринбурге