Спустя больше 20 лет после распада СССР по всей России остаются сотни заброшенных храмов. Свердловская область здесь не исключение. Исторические сооружения, сохранившиеся с дореволюционного времени, стали привычным пейзажем отдаленных поселений.
Часть зданий разрушилась настолько, что в них сложно угадать бывшие церкви. Другие сохранили в себе черты, заложенные зодчими. Во многих храмах остались фрески, по которым можно расшифровать не только религиозную тематику объектов, но и образ мысли местных жителей. Два таких объекта с читаемыми росписями можно встретить в Каменской епархии под Камышловым — в поселке Галкинское и селе Куровское.
Считается, что заброшенные церкви являются признаком вымирающих сел. Галкинское сложно отнести к таковым, хотя зажиточным его тоже нельзя назвать. Население не превышает 800 человек. Для сравнения - в 1900 году здесь насчитывалось около 1 тыс. человек. От быстрого сокращения населения Галкинское спасает близкое соседство с Камышловым — около 9 км.
По сравнению с другими поселениями сохранившийся здесь приход по размеру выглядит более чем скромно. Храмовая часть здания представляет собой вытянутый вверх прямоугольник с двумя рядами окон. На его восточной стороне полукругом размещен алтарь. С запада к храму примыкает трапезная часть с колокольней.
С основания до кровли все наружные элементы церкви выполнены в стиле позднего классицизма. Северные и южные выходы из здания оформлены четырехколонными портиками. Храмовую часть венчают пять куполов в древнерусском стиле — маленькие луковки, размещенные на круглых барабанах.
Вероятно, что из-за относительно небольшого числа жителей и, соответственно, прихода, в церкви имеются элементы древнерусского зодчества для придания строению компактности.
Призрак Малахова
Согласно дореволюционному изданию «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», этот приход в Галкинском был построен далеко не первым. Сначала с 1751 года в селе существовала двухпрестольная деревянная церковь во имя Воскресения Господня. Второй придел был освящен в честь святого Прокопия Устюжского, считавшегося покровителем горняков. Хотя жители села практически никакого отношения к этой профессии не имели.
Простояла деревянная церковь полвека, пока не пришла в аварийное состояние. В начале 19 века вместо деревянной была построена каменная церковь также с двумя престолами: верхним — во имя Воскресения Господня и нижним — во имя святого Прокопия. Однако просуществовала она по времени еще меньше — верхний престол так и не успели освятить. Вскоре от основной части здания из-за слабости грунта начала отходить колокольня.
После этого было принято решение построить в Галкинском третью по счету церковь. Архивных документов о том, кто проектировал и кто возводил приход, не сохранилось. Известно только, что деньги самостоятельно собрали прихожане.
Народная молва в Камышловском районе приписывает авторство проекта одному из ключевых архитекторов Екатеринбурга Михаилу Малахову. Главный зодчий уральской столицы действительно работал за пределами города, в том числе в Каменске-Уральском. Сохранились документальные подтверждения, что Малахов участвовал также в проектировании Покровского собора в Камышлове, который внешне имеет схожие черты с галкинским приходом. Но никто не располагает доказательствами того, что известный архитектор приложил руку к Боголюбской церкви.
Первый камень новой церкви в Галкинском был заложен в 1842 году. Через два года здание отстроили. В отличие от предыдущих храмов в новом сооружении было оборудовано три престола. Поменялась также идеологическая тематика церкви.
Центральный престол был посвящен Боголюбской иконе Божьей Матери (традиционно перед этим образом молятся во время эпидемий). Северный (левый) придел — освящен самым первым в 1844 году в честь Власия Севастийского (покровителя домашних и диких животных). От старых храмов сохранилась только память о святом Прокопие — ему посвятили южный (правый) престол. Оба боковых придела были размещены в трапезной части сооружения.
Боголюбской церковь начали называть только в 1849 году после освящения центрального престола. До этого местные жители называли храм Прокопьевским (освящен в 1845 году). После 1850-х годов вся внутренняя часть прихода была украшена росписью.
В целом, как видно из выбранных покровителей, церковь по своей религиозной тематике получилась типичной для сельской местности.
Расстрел прихожан и закрытие храма
В советское время Боголюбский храм несколько раз находился под прицелом новой власти. Сначала он попал под кампанию по изъятию церковных ценностей — из прихода было вывезено почти 13 кг серебра. Затем гонения на прихожан только усиливались.
— На селе у нас говорят, что до 30-х годов прямо в Галкинском 37 человек расстреляли, которые выступали за храм. Остальных разогнали — кого сослали, кого по лагерям, — рассказал корреспонденту ЕАН местный житель Юрий.
Документальных подтверждений тому, что в селе против верующих проводился террор, нет. Вместе с тем из официальных данных известно, что в 1928 году в Галкинском раскулачивали зажиточных крестьян. Вероятно, что причастность к религиозной жизни также стала основанием для репрессий против некоторых из них.
Последнее богослужение в Боголюбской церкви прошло в 1932 году, и через шесть лет опустевшее здание было передано под овощехранилище и хоздвор. В храмовой части держали скот.
Подпольная молельня
По словам Юрия, несмотря на закрытие церкви, религиозная жизнь в ней продолжалась. Часть выживших в селе верующих смогла сохранить некоторые реликвии.
— Это в конце 60-х было, я тогда еще мальчиком картошку приносил сюда, когда здесь склад был. Вот прямо грузили сюда, где колокольня стоит. По 16 копеек за мешок получали. И однажды я заметил там, где притвор, маленькую дверь сбоку. Закиданную чем-то. Открываю ее, а там все в золоте от икон! Я потом выхожу оттуда на улицу, и меня бабушка одна за локоть ловит и говорит шепотом: "Никому не говори, что видел"», — вспоминает он.
Нелегальная молельня, на которую указал Юрий, представляла собой углубление в притворе церкви — прямо под колокольней. После того, как церковь передали под склад, верующие превратили это углубление в потайную комнату для молитвы. Максимум здесь могло собраться от пяти до семи человек. Непонятно только, как прихожане маскировали свое прибежище при наличии огромного окна.
Местный житель добавил, что все обитатели потайной комнаты со временем раздали храмовые иконы односельчанам на сохранение. Все образа спустя десятилетия исчезли.
Как умирают церкви
С падением советского строя и последующим развалом совхозов здание Боголюбской церкви оказалось заброшено и пребывает в таком состоянии до настоящего времени. Местные верующие первое время пытались здесь собираться для молитвы. Однако обветшавшая кровля и просевшая кирпичная кладка представляли опасность для жизни.
С внешней стороны сложно оценить, насколько здание действительно обветшало. Большая часть штукатурки с церкви осыпалась. Весь масштаб разрушений открывается, если проникнуть через колокольню, которая пострадала больше всего, на кровлю храма. Здесь видно, что от крыши трапезной ничего не осталось. Вся верхняя часть корпуса проросла травой. Из пяти главок сохранились только четыре малые. С одной из них полностью содрано металлическое покрытие. Если на ней сгниют деревянные перекрытия, храм станет трехглавым.
По воспоминаниям местных жителей, когда-то на нижнем ряду окон стояли решетки демидовского литья. К настоящему времени еще не выдранные металлические конструкции сохранились только в притворе.
Ввиду малочисленности села (да и бедности самого Камышловского района) местным жителям хватило сил только на то, чтобы расчистить храмовую часть здания. Сейчас все входы в церковь заколочены, но попасть внутрь легко через окна.
Несмотря на нещадное эксплуатирование, внутри церкви относительно неплохо сохранились фрески. Росписи хотя и выцвели, но очертания еще позволяют увидеть заложенные сюжеты. В храмовой части с левой стороны изображено Благовещение Богородицы, с правой — Рождество Девы Марии.
Примечательна также роспись между окнами. В большинстве храмов участки между изображениями святых заполнялись декоративным орнаментом. Здесь же свободное пространство заполнено богослужебными и богословскими символами, что не совсем характерно для сельского храма. Например, на одном участке имеется изображение чаши, используемой для причастия (ключевой элемент богослужебной части во всех христианских ветвях). В другом месте можно найти нечто похожее на скрижали Завета, где были начертаны десять заповедей.
Трапезная часть церкви имеет совсем другой вид и похожа, скорее, на заброшенный склад. Ничего из росписей не сохранилось. Можно лишь предположить, что здесь были изображены другие эпизоды, связанные с Богородицей, поскольку храм посвящен ей. На полу вперемешку с выпавшими кирпичами валяются бутылки и мусор. Скорее всего, здесь нередко устраивают застолье (во время пребывания в Галкинском было сложно найти трезвых собеседников в воскресный вечер).
В притвор, где была подпольная молельня, можно попасть только через одно окно. Главный выход сюда заколочен. Проход из притвора в трапезную часть замурован. При этом сохранились церковные ворота. Внутри фреска осыпалась наполовину, но сохранились цвета. Поэтому можно представить примерную гамму, которая использовалась в росписи всего храма.
Заранее записывать этот храм в мертвые строения преждевременно. Но с каждым годом ее восстановление будет только дорожать. Однако особого порыва восстановить приход среди жителей Галкинского не наблюдается. Камышловское благочиние Каменской епархии не обладает ни людскими, ни финансовыми ресурсами для того, чтобы заняться Боголюбской церковью.
О соседнем с этим сооружением храме в селе Куровское ЕАН расскажет в следующей части нашего проекта.
«Европейско-Азиатские новости» выражают отдельную благодарность членам екатеринбургского католического прихода святой Анны за техническое обеспечение проекта и консультации по росписям церквей.
[photos]