На проходящей в эти дни в Екатеринбурге международной промышленной выставке «Иннопром» широкой публике показан ноутбук, который специалисты госкорпорации «Ростех» изготовили для военных. Как выяснилось, супернадежную машину уже успел сломать министр обороны России Сергей Шойгу. Новое чудо техники в столице Урала еще два дня можно пощупать своими руками.
Вес «Эльбруса» - почти 10 кг. Цена - от полумиллиона рублей. Тяжелый, угловатый, словно вырубленный топором, корпус с обилием вкрученных для надежности шурупов. Официально изделие выдерживает падение с высоты в 75 см.
«На самом деле он и с метровой высоты спокойно падает. Можно работать в жару, в морозы, в условиях соляного тумана, в принципе им можно кого-нибудь убить», - перечисляет ЕАН достоинства техники представитель входящего в Ростех холдинга «Росэлектроника» Дмитрий Семишин.
- А можно я его уроню?
- Нельзя. Во-первых, он пол пробьет. А во-вторых…
Потом все же объяснил: как раз перед выставкой военные возили этот ноутбук демонстрировать министру обороны Сергею Шойгу, там его всеми возможными способами бросали. Компьютер не пострадал, но демпферы на углах утратили товарный вид – пришлось срочно на 3д-принтере распечатывать новые.
«Начальство сильно ругалось», - грустно добавил представитель «Росэлектроники», ростеховской компании, произведшей чудо-машину.
Корпус «Эльбруса» вручную фрезеруется из цельного куска алюминия. Это - треть от всей цены ноутбука. Клавиатура по ощущениям – тугая, похожа немного на ту, что стояла на ZX Spectrum, и не очень надежная – для герметичности клавиши обрезинены и явно будут быстро истираться.
«Поменять ее достаточно просто. Клавиатура тут – это расходник. Зато очень удобно работать, если руки находятся в перчатках», - поясняет специалист.
В анонсах заявлялось, что компьютер полностью является российской разработкой, включая все его комплектующие. Как объясняют на стенде – это не совсем так: экран и клавиатура – импортные.
- Неужели наши не могли клавиатуру разработать?
- Это дорого: ее надо спроектировать, провести испытания, протестировать, получить кучу заключений, и при этом это не принципиальная часть – расходник.
С комплектующими все тоже оказалось непросто: «Разработаны в России, произведены на Тайване».
Почему не у нас? Считается, что в России масса умной оборонки.
- Во-первых, у нас пока нет таких технологий – на наших мощностях сейчас можно только карты для метро изготавливать. Но на самом деле неважно, где производить. Главное сейчас – уметь разрабатывать. И здесь все: процессор, все чипы, вся электроника – это российская разработка. Производить же можно где угодно. Вот если не умеем разрабатывать – нам можно поставки перекрыть, а если умеем – закроет Китай свои заводы, будем в Таиланде производить или еще где – это гораздо проще.
- Получается, мы им просто бесплатно при этом отдаем наши военные секреты?
- Мы им отправляем просто алгоритмы для производственной линии, по которым там изготавливаются наши чипы. Без техдокументации, без данных по разработке они бесполезны. Даже если они себе какую-то часть распечатают – что они с ними будут делать? Нужна же и вся остальная электроника.
- Так вы и остальную электронику у них распечатываете – соберут, да и все.
- Еще есть небольшие детальки-контроллеры…. – начинает собеседник и замолкает.
Справедливости ради отметим, что не только на «Иннопроме» – вообще на профильных мировых выставках сейчас звучит, что место производства больше не имеет значения. Это, собственно, и есть «революция 5.0», о которой говорят специалисты. Главное – уметь разрабатывать технику, и это самая дорогая часть сегодня любой электроники. Впрочем, как заверил Дмитрий Семишин, возглавляющий сектор перспективных проектов АО «НИЦЭВТ», про создание российских производственных линий тоже никто не забывает – его компания этим сейчас как раз и занимается.
Ну и главный вопрос.
- Зачем военным вообще понадобился этот компьютер?
- К примеру, управление дронами. Вы же не хотите, чтобы в боевых условиях российские дроны управлялись с импортных ноутбуков? А еще - ремонт сложной электроники в боевых условиях, координация работы спасателей в условиях землетрясения, когда кирпич может упасть на экран - и все. А о наш кирпич рассыплется!
- Неужели обязательно при этом под стеной сидеть во время землетрясения? Нельзя купить ноутбук подешевле и сесть чуть в стороне?
- Вот смотрите: у вас робот сломался или дрон – вам нужно подобраться к нему, достать деталь, протестировать ее, перепрограммировать и починить. Обычных ноутбуков, нам объясняли люди, которые такими вещами регулярно занимаются, хватает на 10 минут в среднем. «Эльбрус» же эту задачу позволяет решить без проблем.
По словам Дмитрия, количество заказанных военными и спасателями «Эльбрусов» является секретной информацией. Как и конкретные задачи и программы для них.
«Все, что могу сказать, – военные проявили большой интерес», - резюмировал представитель «Росэлектроники».