Исторические храмы, сохранившиеся в Свердловской области, представляют интерес не только архитектурными решениями. По еще не восстановленным сооружениям можно заметить изменения религиозного сознания уральцев в период антицерковной кампании, которая проводилась в СССР. Наглядно это отражено в состоянии Никольского храма в селе Куровское Камышловского района (Каменская епархия).
Населенный пункт находится примерно в 12 км от села Галкинского, где расположена Боголюбская церковь, о которой ЕАН рассказывал в предыдущей части цикла «Исторические храмы Урала». Как и в Галкинском, Никольский храм заброшен и медленно разрушается, но фрески внутри него сохранились лучше, чем в Боголюбском храме.
От деревянного сруба к классицизму
Из сохранившихся источников, в частности, епархиального вестника, известно, что первая церковь в Куровском появилась во второй половине XVIII века — в 1772 году. Освящена она была в честь святителя Николая Чудотворца — одного из самых почитаемых святых в России, которому верующие молились при всякой нужде.
Весь приход на тот момент насчитывал более 3 тыс. человек, и, по всей видимости, деревянный храм был немаленький. Где именно стояла первая церковь неизвестно, но уже в 1799 году ее перенесли в другое место из-за слабости грунта на старой площадке.
К 1830-х годам приход разросся и к этому же времени деревянное здание полностью обветшало. Жители села и прилегающих к нему деревень обратились к руководству Пермской епархии, в ведении которой находился Средний Урал, с просьбой разрешить строительство каменного храма.
Храм изначально был задуман двухпрестольным. Первый, холодный (на летний период) придел освятили в 1840 году в честь мучеников Флора и Лавра. Это еще одни святые, почитание которых было широко распространено среди крестьян. Их почитают как целителей домашних животных. Через восемь лет в честь святителя Николая освящен теплый придел.
В сравнении с «демидовскими» храмами на территории нынешней Нижнетагильской епархии сооружение в Куровском получилось скромным.
Здание было выстроено в стиле классицизма — в форме корабля, где друг за другом идут колокольня, притвор и храмовая часть
На фасаде сохранились следы колонн с венчающим их треугольным фронтоном. По всей видимости, каких-либо сложных архитектурных решений при возведении здания не применялось. Сумма собранных пожертвований, имена меценатов и архитекторов не сохранились.
Расширение в стороны
Спустя 20 лет после освящения Никольского престола в новой церкви снова становится тесно из-за быстрого роста населения Куровского и расположенных вблизи деревень. Как видно на примере истории храмов в Нижнетагильской епархии, в подобных случаях деревни отделялись от конкретного прихода и строили собственный храм. Так, например произошло с Кайгородкой, о которой ранее писал ЕАН.
Однако в случае с Куровским прихожане решили расширить Никольскую церковь и направили руководству Пермской епархии соответствующее ходатайство. Разрешение было получено и начались работы. Дополнительные помещения построили вокруг колокольни так, что она оказалась в центре притвора. Новый пристрой по форме напоминает коробку без особых архитектурных изысков и с минимальным орнаментом на фасаде. Нижний ярус колокольни при таком решении полностью закрыт с внешней стороны.
Таким образом, здание потеряло форму «корабля», которая считалась традиционной в храмовом зодчестве XIX века. Почему приход не разгрузили за счет строительства новой церкви в деревнях, прилегающих к Куровскому, остается только догадываться. Никаких документов или воспоминаний на этот счет нет (или они не сохранились).
Можно лишь выдвинуть версию, что ни одна из деревень не смогла бы собрать средства на собственную церковь. Об этом говорит и скромный внешний вид Никольского храма.
Местные жители зарабатывали себе на жизнь в основном земледелием или жгли уголь для заводов. Градообразующие предприятия в Камышловском районе были казенные. Особо со всего этого разжиться было нечем
К 1883 году в обновленной Никольской церкви освятили два придела: один — во имя Богоявления Господня (южный). В северный переехал придел во имя святых мучеников Флора и Лавра (северный). Как рассказали ЕАН старожилы Куровского, после расширения церковь стала считаться самой крупной во всем Камышловском районе.
Разграбление и шаткая судьба церкви
В годы советской власти храм святителя Николая оставался религиозным объектом на протяжении почти 20 лет. В 1922 году в рамках кампании по изъятию церковных ценностей из прихода вынесли все, что представляло интерес для продажи (описи изъятого не сохранилось). В 1936 году церковь для верующих закрыли.
Последнего священника, который служил на приходе, Ивана Логунова арестовали. 23 апреля 1939 года его приговорили к десяти годам лагерей. На тот момент ему было 70 лет, говорится в материалах Екатеринбургского епархиального информационно-издательского центра. Дальнейшая судьба священнослужителя неизвестна.
После закрытия культового сооружения здание отдали колхозу под зернохранилище
В 1960-е годы сооружение отдали под ремонтные мастерские для тракторов. Для прохода техники была разломана стена в северном приделе — там где находился алтарь. В центральной храмовой части надстроили верхний этаж. Несколько раз в здании был пожар, но церковь от огня пострадала несущественно.
В конце 1980-х годов в храме обустраивают кочегарку для обогрева многоквартирных домов (на 12 и 18 квартир). В период нецелевого использования были уничтожены малые главки и все декоративные элементы здания.
Лики с выколотыми глазами
При всей нещадной эксплуатации здания внутренняя роспись сохранилась в относительно удовлетворительном состоянии (в основном в северном и центральном приделах, а также арка на входе в южный придел). На стенах сохранились сюжеты, образа и надписи. Стиль письма соответствует традициям иконописи XIX века, когда святых изображали на живописном фоне. Дополнительные детали — облака, деревья, трава не носят в данном случае никакой богословской нагрузки, как на иконах XVI-XVII вв.
На западной стене центрального придела отчетливо видна икона страшного суда (традиционное место в храмовом зодчестве для размещения этого сюжета). Интересна логика размещения святых в северном приделе — на двух иконах в парах размещены святитель Алексий Московский и князь Владимир, Мария Магдалина и княгиня Ольга. Исторически эти святые никак не связаны.
В Русской православной церкви нередко практиковалось совместное изображение покровителей нескольких членов одной семьи. Для фресок изображения могли выбрать в память о меценатах или уважаемых на селе людей, которым эти святые покровительствовали.
Отдельно в северном приделе размещено изображение мученицы Александры Римской, которая считалась покровительницей жены Николая II императрицы Александры Федоровны. Еще одна примечательная деталь в настенной росписи находится в северной части притвора — изображение так называемого «латинского» четырехконечного креста. В восточной традиции принято восьмиконечное или шестиконечное распятие.
Однако степень сохранности фресок в деталях отличается друг от друга. На изображениях княгини Ольги и Марии Магдалины стерты лики. У Александры Римской прожжены глаза. Вместе с тем в полной целости сохранились изображения лиц Богоматери, Модеста Иерусалимского (в арочной части южного придела) и святителя Николая.
Настоятель церкви святой Параскевы в Кайгородке иерей Виталий Ярмулик полагает, что лики на иконах были испорчены умышленно.
«В целом, надругательство над фресками можно объяснить следующим: до гонений люди жили в определенных религиозных условиях, с определенными убеждениями. Потом к ним приходят и говорят: «Бога нет». И такие действия: как выкалывания глаза святым на фресках несёт в себе попытку доказать, что Бога нет. Человек, таким образом, демонстрирует, что у него нет страха перед Господом. Но мы скорее видим лишь различный уровень деградации», — считает священник.
По его словам, во время антирелигиозной кампании в СССР надругательство было и над фресками, где были изображены Иисус Христос и Богородица. Идеологи гонений старались зайти как можно дальше в «разоблачении» религии. Однако в случае с Никольской церковью проявилось полуязыческое сознание жителей.
«В данном случае, видно, что люди не тронули лик Богородицы, святителя Николая Чудотворца и святых, которые особо почитаются на селе. Теоретически такой жест можно объяснить двоеверием в религиозном сознании людей: разделение святых на чужих и своих. Естественно, что близких для восприятия крестьянина святых тронуть побоялись. Сюда относится и святой Модест, которого широко почитали на селе, и святитель Николай. До сих пор можно встретить убеждение среди людей, что святая Троица это: Иисус Христос, Богородица и святитель Николай Чудотоворец (хотя это является полным заблуждением)», — отметил иерей Виталий Ярмулик.
Церковь умирает вместе с селом
Сразу после распада СССР хозяйство в селе начало разваливаться стремительными темпами и вместе с этим начало сокращаться население. Практически сразу опустели все многоквартирники в Куровском, и кочегарка в церкви прекратила свою работу. После этого храм оказался брошен на произвол судьбы.
За 82 года с момента закрытия в здании местами полностью провалилась крыша. Из-за протечек разрушается кирпичная кладка и фрески, размещенные в верхней части центрального придела.
На восстановление церкви в селе никто не надеется. Среди местных жителей нет никаких воспоминаний о том, чтобы возле бывшего храма была какая-то религиозная жизнь как в Галкинском. Никаких признаков общины в Куровском нет и сегодня. Да и само село постепенно хиреет
«Сейчас здесь едва 800 человек наберется. Молодежь не возвращается. Старики вымирают. Фермерские хозяйства есть, но туда работать только мигранты идут. Больше никто не хочет», — рассказал корреспонденту ЕАН местный житель, представившийся Степаном.
По его словам, за последнее десятилетие в Куровское один раз приезжал священник, посмотрел на церковь и уехал. С того времени ни одного представителя РПЦ в селе больше не видели.