На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов на этой неделе опубликована инициатива Минсельхоза России по ограничению допуска иностранного вина к государственным и муниципальным закупкам. Вероятный запрет коснется закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (к примеру, для целей проведения официальных приемов и публичных мероприятий) вина, игристых, ликерных, фруктовых вин.
Как следует из пояснений Министерства сельского хозяйства, разработка данного акта обоснована тем, что соответствующие виды винодельческой продукции в достаточных объемах производятся на территории Российской Федерации и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Вино и прочие винные изделия пополнят перечень продуктов иностранного происхождения, закупки которых для государственных и муниципальных нужд ограничены постановлением Правительства (напомним, что в перечень уже включены рыба, рыбные продукты, ракообразные и беспозвоночные, мясо и птица, соль, сыры и другие молочные продукты, соль и сахар).
Продукты из перечня, установленного Правительством, могу закупаться для государственных и муниципальных нужд только в двух случаях, во-первых, если извещение о закупке было опубликовано до введения запрета, а, во-вторых, если речь идет о закупках для нужд государственных учреждений России за рубежом и, соответственно, продуктах, происходящих с территории пребывания таких учреждений. Предположим, посольство России во Франции может продолжать закупать для официальных приемов бургундское и бордо. В любых иных случаях заявки на участие в закупках должны быть отклонены, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок с предложением поставок российского или “евразийского” вина (нормой предусмотрена даже невозможность замены вина уже на стадии исполнения контракта).
Кстати, вина из государств ЕАЭС разрешены не случайно, равные условия для продвижения и рекламы на территории ЕАЭС винодельческой продукции обсуждались на площадке Евразийской экономической комиссии еще в 2016 году.
В целом, новшество вполне укладывается в тренд по защите внутренних рынков который стал следствием затянувшегося экономического кризиса и привел уже к нескольким "торговым войнам". А с учетом разработки тем же Минсельхозом проекта Концепции развития виноградарства и виноделия в России на период 2016-2020 годов и плановый период до 2025 года, можно предположить, что протекционизм в отношении винодельческой сферы станет длительным явлением в проводимой государственными органами политике. Конечно, само по себе вводимое ограничение не окажет существенного влияния на расстановку сил на рынке вина, все-таки закупки для государственных и муниципальных нужд не отличаются существенными объемами, но в последние годы отечественное виноделие получило весомую поддержку и о нем заговорили без пренебрежения.
Дмитрий Сухнев, специально для ЕАН