Снос жилого дома в Екатеринбурге ради строительства нового зала филармонии - вовсе не трагедия, а те, кто выступает против, лишь нагнетают страсти. В этом уверен член жюри, утвердившего проект, бывший главный архитектор города Михаил Вяткин. О том, как принималось это решение и чем закончится конфликт между жильцами и властями, - в интервью ЕАН.
- Михаил Борисович, вы входили в состав жюри. Расскажите подробнее о проекте.
- Я хочу обратить внимание на то, что проекта как такового еще нет. Был конкурс на строительство филармонии, который проводило правительство Свердловской области. Разработка концепта – это первая стадия, еще даже не проект. Но я действительно входил в состав жюри из 16 человек.
Идет какое-то нездоровое обсуждение этой темы, специально нанятые юристы нагнетают ситуацию: мол, уже сносят, уже землю отобрали.
Никто ничего пока не сносит. Не нужно это слушать и этому верить. Ничего пока нет.
- Но все же что-то есть, какие-то решения уже приняты...
- Во-первых, проведен конкурс на концепцию будущего здания филармонии, в котором выявлен победитель. Во-вторых, администрацией города был разработан проект планировки территории всего квартала. Да, действительно, дом попал в общественную зону, где может располагаться филармония. Но это еще ничего не значит. Для того, чтобы забрать землю, нужно принять решение об изъятии участка, о сносе дома. Таких решений не было.
В рамках общего нагнетания ситуации уже привлекают известных людей, кстати, в определенной степени заинтересованных: у кого-то там родственники, знакомые живут. И вот человек начинает стенать, что бедных жителей лишили крова!
- Знали ли английские проектировщики о жилом доме, расположенном на участке, который предложен как место строительства?
- Было техзадание на разработку концепции, и в нем были определены границы, где можно располагать. А дальше уже решали сами проектировщики.
Я думаю, что про дом в Zaha Hadid Architects знали: им же дана была картина. Несмотря на то, что расположить здание филармонии можно было где угодно, во всех проектах его разместили именно на месте этого дома.
Концепция показала, и теперь все понимают, что разместить такой зал без сноса дома невозможно. Но это все уже следующий этап.
- И что теперь будет?
- Нужно принимать окончательное решение.
Если договорятся с жителями и смогут их расселить – будет филармония. Если не договорятся – значит, не будет.
Вопрос ставится только так. Никто насильно никого выгонять не собирается, не бывает так сегодня, у нас законы другие. Особенно хорошо сказал девелопер Андрей Бриль, что он готов организовать сбор пожертвований для жителей. Ведь действительно, главный вопрос здесь – сколько людям дадут денег на новое жилье и где оно будет располагаться. Рядом идет строительство жилого комплекса возле парка Дворца пионеров. Почему бы туда людей не отселить? Это уж точно не хуже прежнего и к тому же в том же месте. Ностальгии особой у людей не должно быть.
Дом, который предлагается снести, не так давно построен – в хрущевские времена. Я не говорю, что он аварийный, но условия комфортности проживания там занижены. Но люди боятся, что их выселят из центра на периферию. Я думаю, правительство будет решать эти проблемы, а те, кто не согласится переехать в квартиры рядом, получат достойную компенсацию.
- Но люди имеют право возмутиться. Почему их даже не спросили?
- Все возмущаются, что концепцию разработали, не спросив общественность. Но если бы спросили, никто бы не дал проектировщикам спокойно работать. А концепция – это предварительная проработка возможности размещения зала в этом месте, не более.
Я не понимаю, почему журналисты напустились на проектировщиков. Они хотят выяснить какие-то жареные факты, упрекнуть, что они плохие, раз знали про дом, но концепцию разработали именно такую? Но для чего это нужно?
Зачем такой негатив на Екатеринбург нагонять? Такие ситуации случаются во всем мире, сносят дома и похлеще, чем этот.
Для филармонии уже лет 10 ищут площадку, но найти не могут. Тут вопрос только в одном – как достойно выйти из ситуации с компенсациями для жителей.
Напомним, в Екатеринбурге набирает обороты скандал с возможным сносом жилого дома в центре для строительства нового зала филармонии. Местные жители не хотят переезжать и опасаются, что получат маленькие компенсации. За них уже вступились известные уральцы – экс-мэр Евгений Ройзман, депутаты Госдумы Андрей Альшевских. Глава комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенинников посоветовал горожанам и чиновникам решать спорные вопросы в суде.
Фото: ekburg.ru