Основное событие прошедшей недели, вызывавшее всплеск массовой “рукопожатной” аналитики и прогнозов, - конечно, саммит Большой двадцатки (G20) в Аргентине. Глобальное мероприятие, как и ожидалось, стало площадкой для многочисленных двух- и многосторонних встреч и не ознаменовалось принятием сколь-либо заметных документов, кроме содержащегося в итоговом заявлении призыва лидеров Группы двадцати к возрождению Всемирной торговой организации, эффективность которой в течение уже нескольких лет подвергается обоснованному сомнению. В любом случае и программное заявление по ВТО, и прочие “лозунги”, закрепленные в совместном коммюнике, носят весьма поверхностный характер, определяя скорее перечень проблем, нежели их решений. Даже конкретные шаги по реформированию ВТО будут обсуждаться уже на следующей встрече лидеров G20.
Совсем иначе можно охарактеризовать итоги многочисленных встреч делегатов саммита G20 между собой. Так, США и КНР приняли решение о начале переговоров по стабилизации двухсторонних отношений и возможном прекращении торговой войны между двумя экономическими гигантами. Первым шагом к нормализации торговых отношений стал заявленный отказ от введения новых пошлин с 1 января 2019 года. Также состоялась трехсторонняя встреча лидеров России, КНР и Индии. У этого формата встреч трех партнеров по БРИКС и ШОС уже есть даже своя обособленная аббревиатура - РИК. Во время встречи Владимир Путин, Си Цзиньпин и Нарендра Моди согласовали регулярные встречи на глобальных переговорных площадках. Некоторые эксперты полагают, что кроме согласования позиций по вопросам повестки соответствующих мероприятий такие встречи помогут купировать усилия США по формированию противоречий между двумя самыми густонаселенными странами нашей планеты - Индией и Китаем.
Наиболее заметной и резонансной для жителей России, безусловно, стала встреча в Буэнос-Айресе Владимира Путина с Синдзо Абэ, определившая дальнейший ход переговоров по мирному договору между Российской Федерацией и Японией. По словам российского президента, работу по вопросу заключения этого документа будут вести спецпредставители лидеров двух стран под патронажем министров иностранных дел. Спецпредставителем от России назначен заместитель министра иностранных дел Игорь Моргулов, от Японии - Такэо Мори. Затишье в центральных СМИ по-прежнему способствует нарастанию негатива среди населения. В ряде населенных пунктов уже прошли акции против возможной передачи части Южных Курил Японии (как это подразумевается согласно советско-японским договоренностям середины прошлого века). Сложно представить сценарий, при котором продолжение молчания со стороны властей не привело бы к нарастанию критической риторики и количества протестных акций. Остается надеяться на то, что именно на это и рассчитан “режим тишины”, чтобы в итоге огорошить критиков принятием мирного договора без удовлетворения необоснованных территориальных претензий Японии. Остается, даже несмотря на фееричный подбор фамилий спецпредставителей. Во всяком случае, принятие прояпонского решения совершенно не вписывается в общую картину государственной активности на Дальнем Востоке и Курилах.
Основным событием, касающимся интеграционных процессов, на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стало заседание Евразийского межправительственного совета в Минске. Напомним, что одной из центральных тем мероприятия стало устранение барьеров во внутренней торговле. Евразийская экономическая комиссия отчиталась о снятии 25 барьеров, ограничений и изъятий за два прошедших года.
Тема расчетов в национальных валютах также находилась в фокусе внимания, как на площадке Евразийского межправительственного совета, так и в рамках иных конгрессных мероприятий. По мнению первого заместителя главы аппарата правительства России Сергея Приходько, рост доли расчетов в национальных валютах находится в прямой зависимости от развития торговли внутри ЕАЭС.
«В первом полугодии 2018 года доля расчета в национальных валютах между государствами — членами Евразийского экономического союза превысила 70%. Дальнейшему росту этого показателя будут содействовать такие факторы, как обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности, создание общего финансового рынка и гармонизация законодательного регулирования в финансовой сфере», — заявил Приходько, выступая на МПС.
Заместитель министра финансов России Сергей Сторчак, в свою очередь, призвал продвигать рубль как основную валюту и средство расчетов в ЕАЭС. По словам Сторчака, рост роли российской валюты в рамках ЕАЭС должен являться прямым следствием лидирующего положения экономики России среди государств - членов экономического объединения.
«Не вижу необходимости стесняться продвигать российский рубль как средство расчетов и платежей в ЕАЭС», — отметил Cторчак на международной конференции «Евразийская экономическая интеграция», организованной Евразийским банком развития (ЕАБР).
Кроме прочего, участники конференции “Евразийская экономическая интеграция” обсудили и перспективы создания в ЕАЭС аналога SWIFT. Эксперты расходятся в оценках необходимости такового, однако актуальность развития механизмов единого финансового рынка ЕАЭС, включая расчетно-клиринговые, под сомнение не ставится.
ЕАН будет следить за развитием событий.
Дмитрий Сухнев специально для ЕАН.
Фото: glav.su, polismi.ru