Отстающая экономика, снижение реальных доходов населения, рост цен – все это ждет Россию в наступающем 2019 году. Как на столь негативном фоне изменится курс рубля, какой будет инфляция и куда вложить деньги, если они еще есть, агентство ЕАН поинтересовалось у свердловских аналитиков.
Финансовый аналитик, кандидат экономических наук Константин Селянин:
«Все, что должно произойти в следующем году, на мой взгляд, уже предопределено. Нас ожидает достаточно вялый рост экономики, который и ростом-то сложно назвать. В правительстве прогнозирует рост ВВП порядка 1,5-2%, в реальности он может оказаться меньше, потому как пока слабо просчитан эффект от повышения НДС. Но даже если прогнозы о росте в 1,5-2% сбудутся, это все равно намного меньше, чем темпы роста мировой экономики – более 3%, и меньше темпов роста крупнейших развивающихся стран. Например, китайская экономика растет на 5-7% в год. В новом году экономическое отставание России от других стран не только сохранится, но и будет нарастать.
Вторая тенденция – изменение налогов, и в первую очередь увеличение НДС и акцизов. Это может серьезно изменить картину с инфляцией. Если в этом году, по крайней мере официально, мы уложились в 4%, то в следующем она будет ускоряться и, вполне возможно, достигнет 10%. Поэтому есть опасения, что полномасштабную девальвацию рубля мы можем увидеть уже в январе.
Еще одно обстоятельство, которое влияет на российскую экономику, – это цены на нефть. В 2018 году они составляли в среднем 60 долларов за баррель, при том, что ожидания были ниже - 40-50 долларов. Но боюсь, что следующий год пройдет под знаком «наоборот». Уже сейчас стоимость нефти падает – 24 декабря она торговалась по цене чуть выше 50 долларов за баррель.
Таким образом, в следующем году реальные доходы граждан вряд ли вырастут. Будет по-прежнему сложно существовать малому и среднему бизнесу, так как потребительский спрос будет снижаться. Когда у людей меньше денег, они меньше покупают одежду, обувь, что, конечно, негативно отражается на предпринимателях. Скорее всего, уровень жизни снизится, пусть не так драматично, как в 2015 году, но тем не менее это произойдет.
Что касается того, куда вложить деньги. У нас сегодня 80% населения не могут себе позволить вообще что-либо сберегать, и для них этот вопрос неактуален. Тем 20% счастливчикам, которые могут себе позволить откладывать, я с 2011 года даю один и тот же совет: сберегать лучше всего в валютных инструментах. То есть вкладывать либо в валюту (в пропорциях примерно 50% на 50% между долларом и евро), либо в валютные облигации. То, что валютные вложения при действующих сценариях будут полезными, – это очевидно».
Независимый аналитик в сфере недвижимости и финансов Виталий Калугин:
«Я надеюсь, что в следующем году мы будем наблюдать обычную стагнацию, ситуация будет похожа на текущий год и ничего сверхординарного не произойдет. Но многое будет зависеть от ситуации на нефтяном рынке. Меня она сильно настораживает. Сейчас стоит вопрос: обопремся ли мы на показатель 50 долларов за баррель или дальше цена будет снижаться и мы дойдет до отметки в 35 долларов за баррель, как было в 2008 году. Если мы удержимся в районе 50-65 долларов за баррель, то все будет как в этом году. Реальные доходы населения подсократятся еще на 1-1,5%. Бедности будет расти, людям придется меньше есть, а инфляция будет разгоняться. Уже сейчас, в связи с ростом НДС, тарифов ЖКХ, цен на топливо, ЦБ повысил целевую планку до 5% годовых. Реальная инфляция, думаю, превысит 10%.
Что касается прогнозов относительно курса рубля, то надеюсь, что к концу следующего года мы не прыгнем выше 70-73 рублей за доллар. Хотя такие цены должны быть сегодня, если ориентироваться на цены на нефть. Кроме того, давление на рубль окажут и низкие темпы роста экономики нашей страны. Экономика Америки, по самым пессимистичным прогнозам, вырастет на 2,5%, а наша, скорее всего, - на 1%.
Покупать ли сейчас валюту, когда курс составляет порядка 68,8 рубля за доллар? Думаю, что, возможно, в начале года, ближе к весне, удастся поймать курс пониже – в районе 65 рублей».
Преподаватель УрГЭУ, экономист Константин Юрченко:
«Определяющим фактором в экономике за последние несколько лет стали реально располагаемые доходы населения. Это то, что остается в наших руках после уплаты всех налогов с поправкой на изменение потребительских цен. То есть это та сумма, с которой мы ходим в магазины. Сейчас доходы сокращаются, в магазины мы начинаем ходить реже и тратим там немного меньше.
А дальше начинает работать цепочка: раз мы меньше тратим, значит, кто-то меньше зарабатывает, он платит меньше зарплату своим работникам, они также меньше тратят и так далее. Поэтому экономика продолжает сокращаться. Что мы можем ожидать в 2019 году? Учитывая, что инфляция будет разгоняться, реальные доходы продолжат снижаться. Плюс постепенно усиливается налоговое бремя, и мы еще до конца не знаем, какие налоговые инициативы нам готовят в новом году. Дополнительно масла в огонь будет подливать ожидающееся и почти неизбежное удешевление рубля. На протяжении всего 2018 года, несмотря на то, что цены на нефть были стабильны вплоть до декабря, рубль все равно немного дешевел. И в 2019 году эта тенденция продолжится, однако на сколько именно он упадет, пока прогнозировать сложно».
Генеральный директор ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер:
«Сложно давать какие-то глобальные прогнозы на следующий год. Неопределенность достаточно высока. Буду предельно краток: рубль может ослабеть примерно на 10-15%, а инфляция, наоборот, вырастет до 8-9% годовых. Общий фон, скорее, будет негативным, лишь иногда его будут скрашивать какие-то позитивные события».
Мария Трускова.
Фото: pixabay.com, Facebook.com Константин Селянин, Константин Юрченко, Виталий Калугин