На прошлой неделе в полной мере раскрылись все современные тенденции в дипломатии - от превосходства формата встреч лидеров государств над традиционными международными ассамблеями по типу ООН, до роли надгосударственных объединений в создании новой архитектуры мировой торговли.
И если с первыми все достаточно просто - площадки подобные Большой двадцатке (G20) позволяют первым лицам государств провести в короткий период огромное количество встреч и переговоров, то роль, которую начинают играть в международных отношениях международные организации и надгосударственные объединения, переворачивает все представление о традиционной дипломатии.
Дипломатия нового порядка подразумевает ситуации, когда для упорядочивания торговых отношений между странами или их группами даже не требуется участия непосредственных представителей этих государств. С одной стороны, это способно усложнить международную торговлю, увеличив количество перекрестных и дублирующих международных актов, с другой, напротив, дает государствам инструменты для преодоления торговых барьеров и национального протекционизма.
Например, МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки) который в последнее время активно выстраивал взаимодействие с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), заключил соглашение о свободной торговле с Евросоюзом (ЕС). Теперь два наднациональных объединения, контролирующие четверть мировой экономики, приступят к отладке торговых механизмов. Но у случившегося есть и другая сторона.
Учитывая параллельные соглашения с МЕРКОСУР, у ЕАЭС и ЕС появляется небольшой, но шанс использовать новый рынок для продвижения темы “интеграции интеграций” и приближения единой торговой системы на Евразийском пространстве.
Встреча G20, прошедшая 28-29 июня в японской Осаке, принесла достаточно интересных новостей и, в первую очередь, это “перемирие” в торговой войне Китая и США.
Как стало известно, США сняли часть санкций с китайской компании Huawei после переговоров Дональда Трампа с Си Цзиньпином (не забыв, конечно, подчеркнуть ни частичный характер отмены, ни возможности восстановления санкций). Некоторые аналитики уже поспешили назвать произошедшее “капитуляцией” США, но это голословный и несвоевременный вывод.
Экономики Китая и США до сих пор в значительной степени взаимозависимы и впереди ещё много витков этого судьбоносного противостояния. В Осаке произошла встреча президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа.
Полуторачасовые переговоры, как было озвучено, были посвящены согласованию и обсуждению позиций по Ирану, Сирии, Венесуэле и Украине. Ожидать какого-то прорыва в отношениях двух стран не стоит, учитывая их зачастую полярные интересы, но обозреватели и СМИ отметили позитивную атмосферу встречи.
Если бы президент США обладал всей полнотой власти, ещё можно было бы уповать на возможность урегулирования разногласий путем прямых переговоров. Однако, разногласия между США и Россией носят характер системных и в настоящее время можно рассчитывать только на отсрочку очередного обострения или перемирие (по аналогии с Китаем), которое может быть использовано Трампом для консолидации усилий на грядущих президентских выборах. В ЕАЭС прорабатывается механизм проведения единой санкционной политики в отношении третьих стран. Актуальность обусловлена растущим трендом на протекционизм и торговые войны, а рынок каждого из государств-членов ЕАЭС пострадает от санкций в отношении любого из членов.
Евразийская экономическая комиссия опубликовала итоги своей работы в 2018 году и планы на текущий год.
“В 2018 году мы добились заметного роста большинства экономических показателей в странах нашего Союза. Темпы роста союзного ВВП в постоянных ценах в прошлом году составили 2,5%. Объем взаимной торговли товарами внутри Союза вырос на 9,2%. Объем внешней торговли с третьими странами в 2018 году увеличился на 18,8% к уровню 2017 года, экспорт товаров - на 26,8%”, - отметил Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.
ЕАН продолжит следить за развитием событий на Евразийском пространстве.
Подготовил Дмитрий Сухнев.