Проблемы общественного транспорта, прежде всего в областном центре, стали одной из первых тем, на которую Алексей Текслер, еще только назначенный исполняющим обязанности губернатора Челябинской области, не просто обратил внимание, но сделал одним из главных элементов своей программы действий.
Собственно, иначе быть не могло. Транспортная отрасль в Челябинске методично разваливалась в пользу отдельных, весьма частных интересов несколько поколений городских властей начиная со времен Михаила Юревича. Засилье убогих маршруток, в том числе — откровенно нелегальных. Обанкроченный по сути и по смыслам муниципальный общественный транспорт. Коррупция в мэрии, питающаяся «черным налом» с «маршрутчиков», которые не платили никаких налогов. В конце концов, безопасность — маршрутки все чаще попадали в аварии, что неудивительно — квалификация водителей оставляла желать лучшего, плюс кабальный режим их работы, вечная борьба за места на остановках и отсутствие нормального контроля за техническим состоянием транспорта.
Первое совещание, посвященное транспортным проблемам, Текслер провел уже 10 апреля. Он ожидаемо не услышал от чиновников мэрии и миндортранса области внятного плана выхода из ситуации, кроме «дайте денег, мы потратим». Отчего в разговоре с журналистами выглядел едва ли не взбешенным таким положением дел. Впрочем, потратиться Текслер согласился, пообещав закупить на первоочередные нужды 65 автобусов.
Не было четкого плана действий и в той «концепции», которую два раза пыталась представить Текслеру мэрия во главе с Владимиром Елистратовым. Если не считать ультиматума на 7,2 млрд рублей - во столько авторы оценили стоимость поддержания текущего состояния парка.
Но все же решимость, с которой Алексей Теклер взялся за разгребание транспортных завалов, радовала. Последовали встречи со специалистами, для решения проблемы был приглашен эксперт, получивший статус советника губернатора. И он таки взялся за разработку реального плана восстановления и развития муниципального транспорта.
Были и слова о будущих миллиардных тратах на полное перевооружение городского транспорта, и описания пусть далеких, но все-таки перспектив создания инфраструктуры для скоростных трамваев...
Глава Челябинска Наталья Котова говорила о создании нового транспортного МУПа, который сменит два существующих. Над Дмитрием Холодом, директором автобусного ООО ОГТ, при котором предприятие ушло в очередной финансовый коллапс, нависла угроза двух уголовных дел...
Однако дальше все заглохло.
Никакого нового МУПа так и не появилось. Дмитрий Холод, как и его заместитель Рустам Тимуршин, на свободе и хорошо себя чувствуют. Какого-то четкого плана действий так и нет. Нового советника губернатора с его идеями, по сути, замылили в бесконечных административных процедурах.
Взятый на «обкатку» трамвай новейшей усть-катавской модели почти сразу сломался и был отправлен восвояси, а производитель заявил, что он и не сможет работать на разбитых челябинских трамвайных рельсах.
Планы по созданию новой транспортной инфраструктуры увязли в лоббистских войнах регионального уровня: часть чиновников выступает за передачу полномочий по транспортному обслуживанию на уровень региона, мэрия старается отстоять эти полномочия. Часть чиновников лоббирует интересы одних производителей техники, часть - других, есть те, кто отчаянно продвигает идею с одним механизмом финансирования закупки транспортного состава, часть стоит практически насмерть за другие источники денег...
А пока суть да дело, идет тихий передел существующих маршрутов.
Например, решено увеличить количество автобусов с одного до пяти на маршруте № 176. Он почти повторяет внутригородской 66-й, по которому до последнего времени ездили сотни нелегальных ПАЗиков. Сто семьдесят шестой был продлен до Копейска, а потому считается межмуниципальным. И его оператора определяет не городское управление транспорта, а областной миндортранс. Что, учитывая, как говорят в среде перевозчиков (клевещут, наверное), особо тесные рабочие взаимоотношения кое-кого из чиновников министерства кое с кем из перевозчиков... Ну, вы поняли.
Наверное, избежать этого было невозможно. Общественный транспорт - один из немногих рынков, где есть постоянный и живой поток наличных. Борьба за который для тех, кто крутится в отрасли, важнее всего прочего.
Пора что-то с этим делать. Решать. Разрубать гордиев узел проблем и интересов. Иначе воз транспортных проблем останется на месте и продолжит быть проблемой политического уровня для губернатора Текслера. Хотя бы потому, что люди не увидят так ожидаемых перемен к лучшему.
А виноват в их глазах будет именно губернатор. Выборы, конечно, прошли. Но вот оно Текслеру надо?