Формат и дата всероссийского голосования по внесению изменений в Конституцию страны остаются неизвестными, что нервирует чиновников в регионах и муниципалитетах. Информацию об этом в разговоре с ЕАН подтвердили чиновники сразу трех субъектов РФ.
Напомним, по предложенным президентом Владимиром Путиным поправкам предварительно решено проголосовать не на референдуме, требующем явки 50% избирателей, а на некоем всероссийском плебисците. Правила его не утверждены, но, скорее всего, порога минимальной явки установлено не будет. Ранее сообщалось, что члены избирательных комиссий на местах получили команду готовиться к рабочему воскресенью 26 апреля. По другой версии, голосование может пройти уже 12 апреля.
Чиновники в регионах уверяют, что никакой точной информации из Москвы пока не получили.
«Знаю, что в Москве внимательно изучают опыт октябрьского «храмового» опроса в Екатеринбурге. Главная беда – до сих пор неизвестен формат голосования. Сейчас заговорили о возможности голосования в рабочий день. И даже несколько дней. Как это организовать? Второе. По каким правилам - в юридически оформленном порядке референдума или в свободном порядке абстрактного народного голосования? Только бумажными бюллетенями или с привлечением варианта голосования в интернете? Вопросы пока без ответов», - заявил ЕАН организатор многих избирательных кампаний.
По его словам, на общероссийском уровне для организации такого голосования требуется минимум три месяца. Но если будет поставлена задача успеть любой ценой – чиновники ее решат.
Руководитель аппарата мэрии Екатеринбурга Илья Захаров, много лет руководивший городской избирательной комиссией, подтверждает: организация всероссийского голосования – процесс сложный и продолжительный.
«Апрель — это неоднократно звучало, но вот конкретная дата – нет. Вряд ли это 12 апреля — День космонавтики. Вряд ли 26 — Пасха. Думаю, голосование скорее могут назначить на 19 апреля. Но действительно ходят слухи, что голосование могут назначить и на рабочий день. Пока непонятно», - рассуждает чиновник.
По его словам, технически на то, чтобы мобилизовать членов избирательных комиссий для организации голосования, достаточно пары дней. Но возникают организационные вопросы. Первый — как обеспечить легитимный доступ членов комиссий к спискам избирателей. Ведь это не официальные выборы, и, следовательно, закон запрещает раскрывать персональные данные граждан. Альтернативой может быть голосование по месту прописки и по паспорту с занесением в единую базу данных во избежание повторного голосования, как это было сделано во время опроса по храму в Екатеринбурге. Но для этого нужен указ президента, в котором такая процедура будет прописана.
«Юридически это было бы несколько неоднозначно, но так хотя бы можно было бы все регламентировать», - уточняет Илья Захаров.
Второй проблемой является вопрос финансирования. Работа избирательных комиссий, аренда помещений, коммунальные услуги, техобслуживание — только в масштабах Екатеринбурга на все это, как и во время обычных выборов, нужны десятки миллионов рублей. Очевидно, деньги для этого должны быть выделены из федеральной казны, но все это опять же должно быть регламентировано указом президента или постановлением федерального правительства и одобрено Госдумой с внесением корректировок в бюджет.
Если средства решено будет изыскивать на местах – корректировать придется областной или муниципальные бюджеты. В этом случае на каждом этапе вопрос сначала должен быть рассмотрен в профильной депутатской комиссии. Только на прохождение этих процедур потребуется минимум месяц.
Нет понимания алгоритма и у московских политтехнологов и медиаменеджеров.
ЕАН следит за развитием событий.