Кинообозреватель ЕАН Максим Гареев подготовил подборку лучших работ в кино Чака Норриса — специально к недавнему 80-летию этого легендарного мастера боевых искусств и актера.
Говорить о творчестве и карьере Норриса на самом деле достаточно сложно. Нынешняя молодежь смутно знает его по многочисленным мемам, которые вообще-то появились еще лет 15 назад и уже давно устарели. Люди постарше прежде всего вспоминают неплохой сериал «Крутой Уокер», с большим успехом шедший в девяностые и нулевые по российскому ТВ, ну и ту самую знаменитую драку с Брюсом Ли в фильме «Путь дракона».
Все дело в том, что Чак давно закончил активно сниматься, сделав исключение лишь для Сильвестра Сталлоне и его «Неудержимых», а его фильмография, если честно, вряд ли может кого-то удивить. В отличие от тех же Жан-Клода Ван Дамма и Стивена Сигала у Норриса в карьере никогда не было блокбастеров, собиравших отличную кассу. В восьмидесятые он снимался в дешевых боевичках студии Cannon, а после ее банкротства Чак и вовсе как будто бросил все силы на «Крутого Уокера», параллельно играя в совсем уж непритязательных картинах, которые чаще всего ставил его брат Аарон.
Поэтому сейчас большинство его фильмов не стоит вытаскивать из чулана даже ради ностальгии по эпохе видео. Они и вторичные, и устаревшие, и банально плохие. Но если вы не хотите тратить время на 9 сезонов «Крутого Уокера», то в резюме у Чака все-таки есть пять картин, которые вполне можно посмотреть хотя бы для ознакомления, без вреда для здоровья. Замечу только, что его фирменная борода есть не во всех из них, так что будьте к этому готовы.
«Око за око» (США, 1981). Режиссер — Стив Карвер
Первый полицейский боевик в карьере Норриса получился весьма удачным. Чак здесь сыграл копа из Сан-Франциско, который мстит триадам за гибель своего напарника. Сейчас лента может выглядеть довольно наивно, но посмотреть ее стоит. Во-первых, наш герой не похож на типичного супермена из экшн-фильмов 80-х, и это идет только на пользу реализму происходящего. Во-вторых, его партнерами по съемочной площадке стали Ричард Раундтри (самый первый и оригинальный Шафт), Мако и колоритнейший гавайский рестлер Чарли Калани (он же Профессор Тору Танака), игравшие японцев в целой куче голливудских фильмов, а также сам сэр Кристофер Ли. В-третьих, это действительно неплохой, стильный и динамичный боевик.
«Вынужденная месть» (США, 1982). Режиссер — Джеймс Фарго
Пока еще усатый Чак Норрис в этом фильме играет начальника службы безопасности казино в Гонконге, который перебежал дорогу все тем же китайским гангстерам. На сей раз других примечательных актеров здесь мы не увидим, а кино вряд ли можно назвать выдающимся, однако оно вполне себе зрелищное и даже стильное — чего стоят одни только начальные титры! Драки и перестрелки поставлены неплохо, Чак исправно лупит плохих парней ногой с разворота, так что в эти щадящие полтора часа хронометража скучать мы не будем.
«Одинокий волк МакКуэйд» (США, 1983). Режиссер — Стив Карвер
Единственный фильм из нашего списка, который можно назвать по-настоящему легендарным хотя бы в рамках эпохи видеосалонов. На жителей позднего СССР этот боевик произвел колоссальное впечатление. Суровый техасский рейнджер Джей Джей МакКуэйд в одночасье стал таким же примером для подражания, каким был тот же лейтенант Кобретти из «Кобры» или Джон Мэтрикс из «Коммандо». Сейчас-то уже ясно, что работы Сталлоне и Шварценеггера несколько выше статусом, но и «Одинокий волк» явно не заслуживает полного забвения.
Типичный боевик 80-х с драками, перестрелками и погонями смешали со спагетти-вестерном, и этот винегрет выглядит вполне съедобным. Дэвид Кэрредин — тот самый Билл, которого убивала Ума Турман в шедевре Квентина Тарантино, — великолепно сыграл злодейского каратиста-торговца оружием, Барбара Каррера сногсшибательна в роли романтического интереса обоих антагонистов, а итальянский композитор Франческо Де Мази копирует Эннио Морриконе настолько старательно, что атмосферой фильма моментально проникаешься. Стоит отметить, что у картины огромный выбор различных переводов, но остановиться советую на Алексее Михалеве — мэтр сработал здесь, на мой взгляд, безупречно.
«Кодекс молчания» (США, 1985). Режиссер — Эндрю Дэвис
Американские кинокритики обычно не оставляли от фильмов Норриса мокрого места, но этот мрачный и атмосферный полицейский боевик по их версии считается лучшим в его карьере и по сей день. Легендарный Роджер Эберт, например, оценил ленту в 3,5 звезды из 4, и это действительно впечатляет. А все потому, что «Кодекс молчания» стал первой крупной студийной работой для режиссера Эндрю Дэвиса. Через 3 года после этого он запустит карьеру Стивена Сигала с «Над законом», через 7 сделает его же настоящей суперзвездой благодаря феноменальному успеху картины «В осаде», а через 8 снимет «Беглеца» с Харрисоном Фордом, который заработает семь номинаций на «Оскар», включая самую главную, и принесет заветную статуэтку Томми Ли Джонсу. Ни до, ни после Чак Норрис не работал с постановщиками такого ранга.
И это сразу же бросается в глаза, потому что кино цепляет с первых кадров и держит до самого конца. Норрис сыграл честного и принципиального чикагского полицейского, который влез в разборки двух торговцев наркотиками, пойдя параллельно на открытую конфронтацию со своими коллегами. Его герой даже близко не супермен — он чаще использует огнестрельное оружие, нежели кулаки, он постоянно ходит по лезвию ножа, и ему прилично достается, так что с реализмом здесь все в порядке. Как и с локациями Чикаго, впечатлившими все того же Эберта (критик даже заметил, что они лучшие из тех, что ему когда-нибудь доводилось видеть), а также с актерами на втором плане — особенно отмечу инфернального Генри Сильву и Денниса Фарину, который буквально через год сыграет в сериале «Криминальная история» и станет знаменитым. Так что если вы искали крепкий и хороший старомодный экшн, то он перед вами.
«Отряд «Дельта» (США-Израиль, 1986). Режиссер — Менахем Голан
Одиозный израильский продюсер, один из совладельцев той самой студии Cannon, приложивший руку к созданию огромного количества фильмов, включая «Кобру», «Поезд-беглец» и «Кровавый спорт», частенько пробовал свои силы и как режиссер. О многих его таких опытах стоит лучше умолчать, но порой все же получалось неплохо. Как в случае с «Отрядом «Дельта».
Перед нами типичнейший боевик 80-х с характерными достоинствами и недостатками, да еще и несколько затянутый. Однако хороший актерский состав (великий Ли Марвин сыграл здесь свою последнюю роль в кино), музыка Алана Сильвестри, который уже успел сочинить темы к «Роману с камнем» и «Назад в будущее», а также неплохой экшн делают его вполне смотрибельным. Ну и Чак предстает перед нами во всей своей красе. Один только его боевой мотоцикл с пулеметами и ракетами успел стать мемом еще в доинтернетную эпоху!
Максим Гареев