Любые семь дней – это не только набор каких-то конкретных событий, но и определенная рефлексия, ощущения и настроения, впечатления от происходящего. Исключительный случай, но на этой неделе сразу несколько тем настолько смешались в одну, что дробить текст на части просто нет смысла.
Коронавирус, падение рубля и Конституция. Как минимум в двух известных telegram-каналах я видел опрос на тему, что вас волнует больше? Даже несмотря на политизированность аудитории, тема поправок в основной закон страны брала лишь бронзу.
С коронавирусом ситуация понятна все меньше. Специалисты, как мантру, твердят: «Летальность в этом случае меньше, чем при обычном гриппе». При этом закрываются целые страны, отменяются чемпионаты и концерты, пустеют целые города, население сметает с прилавков продукты, а чиновники отменяют пресс-конференции, переходя в «электронное» общение с журналистами.
Такого не было еще никогда - паника и даже истерика. Мы помним птичий и свиной гриппы, тогда тоже кто-то умирал и все были на нервах, но не до такой степени. Что сейчас-то происходит?
Есть ощущение, что китайцам не верят. Во-первых, тоталитарная страна. Во-вторых, есть ощущение, что коронавирус – это не просто какая-то опасная инфекция, а что-то совсем нехорошее. Иначе почему все так задергались? Не очень громко, но звучит версия о том, что китайские товарищи упустили что-то нехорошее из своих армейских лабораторий. Но если это действительно некий боевой вирус – почему «потери» в мире пока не очень велики?
Несмотря на всю разницу между режимами и правительствами разных стран, общий курс на самоизоляцию очевиден. «Закрываются» и демократии, и тоталитарные режимы, и автократы. Могло в Китае случиться что-то такое, что товарищ Си предупредил других лидеров: «У нас все совсем плохо, берегитесь»? Знают ли власти разных стран на разных континентах что-то такое, о чем не спешат предупредить своих подданных, но что сами воспринимают очень серьезно? Но не верить же в начале ХХI века в зловещее мировое правительство, которое решает судьбы мира, не предупреждая об этом сам мир?
Вот еще вопрос. Возможно, самый серьезный, медицинский. На конгрессе инфекционистов в Екатеринбурге специалисты честно говорят: «Мы пока не понимаем, с чем имеем дело». Медики - не параноики и не сторонники заговоров, а медики, профессионалы, признают, что даже приблизительно не могут оценить, сколько людей на самом деле заражены вирусом. То есть вирус приходит, живет в тебе, ты его переносишь, как грипп или ОРВИ, - и идешь дальше. При этом непонятно, какой ущерб он нанес твоему здоровью и не «проснется» ли он в том или ином виде в твоем организме через месяц или год, а если проснется – чем это закончится.
Медицина в этой истории вообще сильно разочаровала. Не российская, вообще вся. Мы часто слышим о том, какой скачок она сделала, какие сумасшедшие миллиарды вкладываются в исследования, как мы все знаем и понимаем о болезнях, как в средние века все выжили бы после чумы, если бы у них были средства, которые есть у нас сегодня. Но вдруг приходит нечто из Азии – и оказывается, что вся эта дорогая отрасль и ее специалисты бессильны и ничего не понимают. Или понимают, но не говорят нам.
Это же очень смешной диалог.
- Что делать с коронавирусом? - А вы руки вымойте!
20 лет ХХI века позади – и такой совет. Просто мойте руки. Вот спасибо. Это от бессилия или просто посмешить? Напоминает старые добрые советы из советских фильмов: «Поменьше нервничайте, побольше гуляйте, зелень с рынка и рюмку коньяка на ночь». Смешно.
Ну вымыл я руки, вышел на улицу, и на меня чихнули. И все? Какой был смысл мытья по 20 раз в день?
И немного о политике. Вся эта история с коронавирусом и одновременное падение рубля – прекрасный повод окончательно «законсервировать» нашу политическую реальность. Главная тема недели – конечно же, обнуление президентских сроков Владимира Путина. Валентину Терешкову, депутата-космонавта, с ее предложением буквально распнули за это в соцсетях. И я искренне не понимаю за что.
Ну давайте скажем честно, все ведь понимали, что никуда национальный лидер уходить не собирается. Это особенность любого российского правителя: если здоровье позволяет – сидим до упора. А тут к тому же все так удачно сложилось: и коронавирус этот проклятый, и рубль падает. В такие моменты ответственный руководитель должен дать понять нации: я вас не бросаю, я – всерьез и надолго. То, что Путин это сделал, – в нашей традиции, было бы очень странно, если бы случилось иначе.
Другое дело, что очень тревожит опять все та же китайская зараза. Как так получается, что весь мир в огне и панике, а мы сидим все такие живые, здоровые и счастливые? Со статистикой мухлюем или просто пронесло?
Но в любом случае вся эта мировая истерия нам не указ. Как бы то ни было, и референдум по основному закону 22 апреля проведем, и парад с «Бессмертным полком». И пусть весь мир подождет, нас Бог хранит. Зря мы его, что ли, в Конституцию вписываем.