Кинообозреватель ЕАН Максим Гареев составил подборку потерпевших финансовый крах кинокартин, которым стоит дать второй шанс.
Если вы вдруг думаете, что кассовый провал фильма обязательно связан с его низким качеством, то глубоко заблуждаетесь. На успех картины влияет множество факторов, и далеко не все зависит от ее качества. Поэтому случаи, когда принесшее одни лишь убытки и проблемы кино в дальнейшем получает положительные оценки и порой даже статус недооцененного шедевра, происходят довольно регулярно. Как раз из таких вот фильмов я и решил составить очередную самоизоляционную подборку. Да, может быть, она слишком субъективная и спорная, но в ней представлены действительно достойные картины, которые вполне можно посмотреть, причем не без удовольствия.
«Колдун» (США, 1977). Режиссер — Уильям Фридкин
После сорвавших куш в прокате и собравших целый урожай «Оскаров» «Французского связного» и «Изгоняющего дьявола» Уильям Фридкин получил возможность снять чуть ли не любой фильм по своему желанию. И следующим его проектом стал ремейк классического триллера Анри-Жоржа Клузо «Плата за страх», получивший название «Колдун». Тяжелейшие съемки, проходившие в разных уголках земного шара, ураган, разрушивший декорации, в результате которого существенно вырос производственный бюджет, перфекционизм самого режиссера, отсутствие суперзвезд и, наконец, выход в прокат в тот момент, когда набирал обороты самый первый фильм саги «Звездные войны» — все это привело к крушению ленты в прокате и существенному перелому в карьере постановщика.
Однако 40 с лишним лет спустя «Колдун» обрел статус настоящей классики, как и оригинал. Стивен Кинг и Квентин Тарантино считают его одним из своих самых любимых фильмов, а отреставрированную версию показали под овации на Венецианском кинофестивале. Это захватывающий и мощный триллер, который легко заткнет за пояс большинство современных блокбастеров. Мимо не стоит проходить ни в коем случае.
«Врата рая» (США, 1980). Режиссер — Майкл Чимино
Крах карьеры постановщика, банкротство студии United Artists, которую приютила под свое крыло MGM, и окончательное завершение эпохи Нового Голливуда — таковы последствия, вероятно, одного из самых внушительных провалов в истории кино. Майкл Чимино после успеха «Охотника на оленей» каким-то образом убедил продюсеров в необходимости переноса на экран вылившегося в настоящую бойню противостояния иммигрантов-фермеров из Европы и богатых землевладельцев в Вайоминге в конце XIX века, а те слишком опрометчиво выдали ему полный карт-бланш.
О съемках картины можно снимать отдельное кино. Перфекционизм режиссера достиг космических масштабов — Чимино требовал полной аутентичности демонстрируемой в кадре эпохи, а также позволял себе целый день снимать одну короткую сцену, тратя на нее запредельное количество дублей. Руководство студии слишком поздно опомнилось, что совершило ошибку — в итоге бюджет составил немыслимые по тем временам 44 млн. долларов, а выпущенную в прокат урезанную в два раза версию фильма сняли с показа уже через неделю после премьеры. Однако в 2012 году режиссерский 216-минутный вариант картины показали в Венеции, и с тех пор ее не иначе, как недооцененным шедевром, не называют. И, в общем-то, с такой оценкой стоит согласиться. На это размашистое эпическое кинополотно с великолепными декорациями и костюмами, а также шикарным актерским составом (Крис Кристофферсон, Кристофер Уокен, Джон Херт, Джефф Бриджес и Изабель Юппер) можно потратить без малого 4 часа своего времени.
«В смертельной опасности» (США, 1994). Режиссер — Стивен Сигал
По сравнению с «Колдуном» и «Вратами рая», получившими, пусть и запоздалое, но все-таки признание на международных кинофестивалях, единственная режиссерская работа Стивена Сигала была удостоена разве что сокрушительных отзывов критиков да целой охапки «Золотых малин». Если учесть, в каком месте сейчас находится карьера самого известного пропагандиста айкидо на большом экране, то можно подумать, что этот фильм смотреть вроде бы незачем.
Однако Сигалу в 1994 году еще было очень далеко до того грузного дядьки с тоскливым взглядом. Это был беспощадный к врагам, стильный, харизматичный и уверенный в себе экшн-герой, благодаря которому тысячи мальчишек в нашей стране кинулись заниматься айкидо. И тогда он был на своем пике, заполучив возможность заняться своим режиссерским дебютом в обмен на участие в сиквеле суперпопулярного боевика «В осаде». В результате получился типичный экшн с Сигалом времен эпохи видео — не шедевральный, но и уж точно не ужасный — с фирменными драками, перестрелками и взрывами. Мощный экологический месседж (уж не из-за него ли картину так растоптали?), потрясающие пейзажи Аляски, отличный каст (Майкл Кейн, Джоан Чен, Джон С. МакГинли, Р. Ли Эрми и Билли Боб Торнтон) и пафосная в хорошем смысле музыка Бэзила Поледуриса прилагаются.
«Водный мир» (США, 1995). Режиссер — Кевин Рейнольдс
Этот постапокалиптический экшн-эпос даже в шутку прозвали «Вратами Кевина» — по аналогии с уже упоминавшимися здесь выше «Вратами рая». Провал картины серьезно пошатнул репутацию Кевина Костнера как суперзвезды, чьи фильмы способны собирать отличную кассу (окончательно ее добило крушение «Почтальона» через 2 года). В планы создателей вмешались и погодные условия, приводившие к регулярным разрушениям декораций, и высокомерие вперемешку с перфекционизмом находившейся тогда в зените славы главной звезды (по слухам, Костнер после ссоры со своим давним соратником Кевином Рейнольдсом собственноручно заканчивал съемки как режиссер), и даже видеопираты, укравшие фильм прямо с монтажного стола — с недоделанными спецэффектами и другой концовкой.
Но, несмотря на финансовую неудачу, мучения съемочной группы не прошли даром. Это отличный приключенческий фильм, который и сейчас способен понравится зрителям. К тому же недавно вышла наиболее полная трехчасовая неподцензурная версия картины — лучше повода посмотреть, на что были потрачены умопомрачительные для 1995 года 175 млн. долларов, и не придумаешь.
«Странные дни» (США, 1995). Режиссер — Кэтрин Бигелоу
Провал этого великолепного киберпанка будущая обладательница премии «Оскар» в категории «Лучший режиссер» перенесла очень тяжело — Кэтрин Бигелоу ничего не снимала целых 5 лет. При бюджете в 42 млн фильм не собрал в прокате и десяти. Может быть, кому-то он показался слишком мрачным, жестоким или затянутым, однако этот отличный фантастический триллер явно не заслуживал такой участи. История о том, как нелегальный торговец записанными на дискеты человеческими ощущениями в самый канун 2000 года ввязался в расследование таинственного убийства своей знакомой девушки, благодаря отличной работе всей съемочной группы и актерского ансамбля с Рэйфом Файнсом во главе все 2,5 часа смотрится на одном дыхании и еще очень долго не отпускает. Это настоящий шедевр, который вы точно могли пропустить.
Кстати, продюсером и соавтором сценария стал бывший муж Бигелоу — Джеймс Кэмерон, который на тот момент вовсю трудился над «Титаником». И это тоже знак качества.
«Шоугёлз» (США, 1995). Режиссер — Пол Верховен
Автор культовых «Робокопа», «Вспомнить все» и «Основного инстинкта» этой эротической драмой практически похоронил свою карьеру в Голливуде, как, впрочем, и исполнительница главной роли Элизабет Беркли. Пол Верховен вместе со сценаристом Джо Эстерхазом показали всю тошнотворную изнанку шоу-бизнеса Лас-Вегаса через историю молодой танцовщицы, делающей свои первые шаги в стриптизе. Впечатляющая своей откровенностью и размахом постановка получила «взрослый» прокатный рейтинг NC-17 и с треском провалилась, несмотря на все усилия студии MGM/UA. Как водится, критики картину уничтожили, а на церемонии вручения «Золотой малины» ей досталось сразу семь премий. Причем Верховен — впервые в истории награды — пришел за ними лично.
Всех рассудило время. Фильм отлично раскупался на видеокассетах, а впоследствии он занял прочное место в разнообразных топах недооцененных картин 90-х годов. Если вы вдруг пропустили это откровенное и бескомпромиссное творение великого мастера, то сейчас самое время сей пробел закрыть.
«Остров головорезов» (США, 1995). Режиссер — Ренни Харлин
1995 год получился урожайным на эпичные провалы. Катастрофа размашистого пиратского приключенческого фильма похоронила легендарную киностудию «Carolco», которая подарила миру в числе прочих «Рэмбо: Первая кровь» и «Терминатора 2». Бездарная рекламная кампания запустила целую цепочку событий. Дорогущая 98-миллионная картина собрала в прокате всего лишь 10 миллионов, карьера финского постановщика Ренни Харлина, снявшего на тот момент суперхитовые сиквел «Крепкого орешка» и «Скалолаз», получила серьезную подножку, продюсеры шарахались от кино про пиратов до появления на авансцене Джека Воробья и компании, а амбициозный проект ленты Пола Верхувена о Крестовых походах с Арнольдом Шварценеггером в главной роли навсегда лег на полку из-за банкротства студии.
Жаль, ведь кино получилось очень даже приличным и эффектным. Огромный бюджет был потрачен по назначению, но, к сожалению, это не принесло должной отдачи.
«Сахара» (США, 2005). Режиссер — Брек Эйснер
Один из самых громких провалов нулевых может поначалу вызвать лишь саркастическую усмешку. Казалось бы, ну зачем нужно очередное подражание «Индиане Джонсу», да еще и с сюжетом о подводной лодке в степях… простите, в песках Сахары?! Провалилось кино, несмотря на все старания по раскрутке сыгравшего главную роль Мэттью МакКонахи — туда ему и дорога.
Однако фильм-то получился на удивление приличный. И актеры хорошие (Пенелопа Крус, Стив Зан, Ламбер Уилсон и Уильям Х.Мэйси), и экшн неплохой, и шутки забавные, и сценарий не слишком-то и раздражает своей бредовостью. Все составляющие нормального блокбастера на месте, но картина не взлетела. В отличие, например, от вышедшего в том же году «Сокровища нации», который мне понравился куда меньше. Один фильм выстрелил, другой нет. Так бывает.
«Полиция Майами: Отдел нравов» (США, 2006). Режиссер — Майкл Манн
После успеха триллера «Соучастник» Майкл Манн решил поставить полнометражную версию культового телесериала 80-х, к созданию которого он когда-то приложил руку. В итоге получилось кино, которое сейчас уже подзабылось. И вроде бы провалилась картина, но не так уж громко, критики скорее отмахнулись, а организаторы «Золотой малины» и вовсе не обратили никакого внимания. Плевались разве что фанаты оригинального телешоу, да кто их будет слушать?..
Ну да, Колин Фаррелл выглядел добротно, но его перфоманс не идет ни в какое сравнение с Доном Джонсоном, сыгравшем в сериале роль всей своей жизни, сюжет казался проходным еще на момент выхода, персонаж Гун Ли вызывал недоумение, а экшн-сцен могло бы быть и побольше. Но в режиссерской версии это, на мой взгляд, недооцененный шедевр. У Фаррелла с Джейми Фоксом получился добротный дуэт, антагонисты зловещи и колоритны, экшн (от расстрела агентов ФБР в начале до финального побоища) потрясает реалистичностью, от великолепной операторской работы лауреата «Оскара» за «Мемуары гейши» Диона Биби можно терять дар речи, а саундтрек сразу же хочется добавить в свой плейлист. Если вас не раздражают эксперименты режиссера со съемкой на цифровые камеры, из-за чего картина временами напоминает оперативную хронику, то получите большое удовольствие от просмотра.
«Кибер» (США, 2015). Режиссер — Майкл Манн
Завершает топ еще одна работа автора культовой «Схватки» — крайняя на данный момент в его фильмографии. Вот здесь провал вышел смачным: при бюджете в 70 миллионов долларов международные сборы этого триллера, снятого явно с оглядкой на китайский прокат, не дотянули даже до 20 миллионов, а критики не оставили от картины камня на камне. Да и рейтинги на «Кинопоиске» и IMDB не внушают никакого оптимизма.
Современной публике «Кибер» явно показался слишком скучным — особенно фанатам «Мстителей» и персонально Криса Хемсворта, сыгравшего главную роль. Но кино уж точно получилось не таким плохим, как можно поначалу подумать. Да, для мэтра уровня Манна это действительно проходной фильм, однако постановщикам нынешних блокбастеров даже до такой картины работать и работать. Фирменный стиль режиссера завораживает с первых же кадров, а экшн-сцены бьют не в бровь, а в глаз. Роскошная перестрелка в порту, когда протагонисты пытаются спрятаться за контейнерами, прошиваемыми вражескими пулями насквозь, например, лично меня впечатляет куда сильнее, чем все это CGI-рубилово в фильмах Marvel и DC.
Так что не смотрите на сборы, рейтинги и оценки критиков — просто попробуйте дать этой ленте шанс.
Максим Гареев