— Вы возглавили «Трактор» в конце января. Быстро согласились на поступившее предложение?
— Почти сразу. У меня не было больших сомнений. Как и, наверное, любому челябинцу, интересующемуся хоккеем, было неприятно и больно смотреть на результаты, на игру «Трактора» в прошлом сезоне. Было желание помочь, если потребуюсь. И понимание, что нужно делать.
К тому же появилось время. Компания «Заряд» (российский производитель клюшек — прим. ЕАН), которую мы основали с моим другом, выдающимся хоккеистом Данисом Зариповым, за пять лет своего существования не просто крепко встала на ноги, но и приобрела мощных партнеров в лице одной из крупных структур госкорпорации «Росатом» (госкорпорация приобрела 50% «Заряда» — прим. ЕАН). Мне сейчас не нужно заниматься оперативным управлением предприятием в ежедневном режиме.
Плюс ко всему этому, возглавить клуб — это еще и серьезный профессиональный вызов для любого человека, всю жизнь связанного с хоккеем. Я не исключение. «Трактор» для меня — очень большой вызов.
Так что было все: время, силы, желание, понимание, что нужно делать. Важно было лишь понять ту роль и уровень полномочий и ответственности, которые будут на мне. Я бы не пошел на полумеры и на роль «свадебного генерала».
— Быстро освоились в новом качестве?
— Достаточно быстро. На то, чтобы вникнуть в дела, познакомиться с людьми, ушел примерно месяц.
Сразу скажу, что я не буду как-либо оценивать работу моих предшественников. С моей стороны это было бы неэтично. Задача не сравнивать с прошлым, а смотреть вперед, в будущее. В «Тракторе» начались большие перемены. И, возможно, главные из них — не на льду.
— Вы о стратегии развития клуба, которая была мельком представлена во время презентации нового главного тренера клуба?
— И о ней тоже. Задачу разработать комплексную стратегию развития организации поставил президент клуба Алексей Текслер. И эта задача абсолютно правильная. Современный хоккей - это целая индустрия. И для того, чтобы быть впереди, надо быть успешным и на площадке, и за ее пределами — в медицинском обеспечении команды, в селекции и аналитике, в привлечении болельщиков, в маркетинге и коммерции, в качестве клубной инфраструктуры.
Стратегия развития «Трактора» на ближайшие пять лет касается всех аспектов жизни клуба — спортивных, финансово-коммерческих, инфраструктурных, и даже, если хотите, идеологии, принципов, лежащих в основе существования «Трактора».
— О чем спорили?
— О многом. В основном о принципах устройства организации, о принципах ее работы. Это и штатная структура клуба, и принципы формирования команд клубной системы, и те или иные правила, регламенты в работе подразделений клуба.
В итоге были достаточно подробно расписаны цели и задачи на ближайшие пять лет.
Была прописана и новая штатная структура клуба. Она будет разбита на пять блоков: спортивный, коммерческий, административно-хозяйственный, инфраструктурный и блок развития, куда войдет всё, что связано с маркетингом, пиаром, внешними коммуникациями. И хотя, разумеется, спортивный блок будет самым большим, но остальные направления работы не менее важны и значимы для развития и достижения результата.
Я надеюсь, что скоро (как только позволит эпидемическая ситуация) и стратегия развития, и новая структура клуба будет принята общим собранием участников организации («Трактор» существует в форме городской общественной организации — прим. ЕАН). Для этого, вероятно, придется внести серьезные изменения и в устав «Трактора».
Моя же работа сейчас — прежде всего наполнить клуб теми специалистами, которые будут способны решать задачи, поставленные в рамках стратегии.
— Вы сказали об идеологии «Трактора»…
— Если описать это предельно просто, то речь о трех вещах.
«Трактор» должен быть клубом с яркой, узнаваемой игрой, приятной нашим болельщикам. «Трактор» должен стремиться к достижению максимального спортивного результата. «Трактор» должен опираться на свою школу, в составе должно быть максимально возможное количество выпускников клубной системы, школы. Разумеется, не в ущерб спортивному результату.
— В презентации, которую вы продемонстрировали губернатору, даже было прописано конкретное количество молодых игроков, которые должны каждый год пополнять состав основной команды.
— Верно. Но не надо думать, что это станет своего рода фетишем, самоцелью. Прописанные показатели — это скорее ориентиры, маркеры, по которым мы можем оценивать то, насколько эффективно мы работаем и в верном ли направлении движемся. Не ставить перед собой таких ориентиров, контрольных показателей — это вообще остаться без развития.
Конечно, никто не будет ставить в состав выходцев из системы «Трактора» только потому, что они челябинцы, а клубу надо достичь «процентовки» — ни один нормальный тренер или директор не враг себе. Играть должны лучшие, сильнейшие. Другое дело, что «Трактор» может и должен в основном опираться на выпускников местных хоккейных школ. Но это возможно только если выстроена четкая система подготовки юных хоккеистов и система их доводки до уровня, позволяющего уверенно выступать за главную команду.
Давайте объясню. В маркетинге есть такое понятие «воронка продаж». В хоккее, если говорить о развитии молодых игроков, есть своего рода «воронка селекции». Внутриклубной селекции.
Каждый год в Челябинске только школа «Трактор» выпускает 30 человек, молодых ребят. Понятно, что бывают более талантливые выпуски, а бывают периоды, когда ярких юниоров меньше. Но тем не менее если после выхода из школы из этих 30 человек мы не сможем хотя бы двоих-троих парней за два-три-четыре года довести через команды системы клуба («Белые медведи», «Челмет») до уровня основного состава «Трактора» — значит, что-то работает не так. Либо уровень подготовки в школе снизился, либо система клуба работает неэффективно в плане развития и доводки молодых игроков. Эта ситуация должна быть сигналом для анализа, выводов и, если необходимо, корректировок. В системе подготовки, в кадрах, в чем-то еще.
И в любом случае торжествовать должен и будет спортивный принцип. И никак иначе.
Конечно, это работа не мгновенная, а на годы. Но в итоге мы получим четко работающий механизм.
— Выстраивание системы подготовки игроков требует очень большого внимания к фарм-клубам и школе.
— Безусловно. Мы взяли на должность директора по спортивному развитию команд системы клуба Александра Шинина — в недавнем прошлом капитана «Трактора», блестящего хоккеиста, завоевывавшего в нашем клубе и серебряные медали под руководством Валерия Константиновича Белоусова, и бронзу, когда тренером был Анвар Гатиятулин. Александр — человек, обладающий серьезным авторитетом в мире челябинского хоккея, что важно для молодых игроков, и в то же время аналитическим складом ума, что важно для его работы. По сути, именно ему предстоит налаживать взаимодействие внутри всей спортивной системы клуба.
— Стратегия стратегией, но есть и много текущих дел. Например, комплектование «Трактора» на будущий сезон.
— Одну из главных задач мы решили — в «Трактор» вернулся Анвар Гатиятулин. Не секрет, что мы во многом планировали всю нашу деятельность в расчете на то, что этот специалист вновь возглавит «Трактор». И, по большому счету, не рассматривали кого-то еще на этот пост. Да, это было в некоторой степени рискованно, но риск в итоге оправдался. Анвар Рафаилович — очень системный тренер, и моя задача — сделать все, чтобы он мог работать спокойно и уверенно.
— Как вы относитесь к введению в КХЛ жесткого «потолка» зарплат в 900 миллионов рублей?
— Полностью поддерживаю этот шаг. Это означает, что при более-менее равных финансовых рамках большую роль приобретает эффективность менеджмента команд — специалистов, отвечающих за селекцию, тренерского штаба, врачей и так далее.
Это ведь не так сложно — имея, по сути, почти неограниченные финансовые возможности, «залить» все деньгами. И заливать каждый год, не задумываясь о более далеком будущем. А вот когда у всех клубов одни и те же условия, надо показывать реальную эффективность…
Лично для меня это отличный вызов. А для нашего хоккея этот шаг стратегический и в итоге даст серьезный толчок к развитию. Потому что все большее значение будет иметь эффективность работы всего клуба, его инфраструктуры, как чисто спортивной, так и финансовой, маркетинговой, имиджевой. Мелочей не будет.
— Сильно ли изменился рынок игроков после введения «потолка» зарплат?
— Нет, не сильно. Просто игроки теперь будут получать меньше денег. Пока это поняли не все игроки или агенты, но думаю, что скоро это понимание придет и в итоге будет найден баланс.
Мне, в прошлом хоккеисту, конечно, хочется, чтобы игроки получали больше денег. Карьера в спорте коротка, а травмы порой бывают серьезные. Но как директор клуба, я должен тратить деньги эффективно. Не разбазаривая. Я по-прежнему не против, чтобы игроки много зарабатывали. Но именно зарабатывали, давая результат, а не просто получали.
— В прошлом сезоне «Трактор» называли «командой одного агента»…
— Повторюсь, мы не смотрим в прошлое, меня волнует будущее. Я работаю в «Тракторе» и действую только в интересах клуба. И никак иначе.
Что же до процессов комплектования, то одна из задач — выработка четкой политики клуба в этом направлении.
Мы должны, во-первых, ясно понимать, какие позиции нуждаются в усилении. Во-вторых, точно оценивать внутренние резервы клуба, способны ли молодые игроки закрыть те или иные дыры в составе. В-третьих, определить четкие характеристики игрока, в котором мы нуждаемся, — игровые, профессиональные, возрастные, человеческие и так далее. В-четвертых, понимать свои финансовые возможности и ситуацию на рынке.
Соответственно, на основе всей этой информации у клуба, его селекционной службы, должно быть своего рода «техническое задание» на игрока. По которому мы и должны постоянно изучать рынок и взаимодействовать в том числе с агентами и хоккеистами. И если все факторы — характеристики игрока, его стоимость, готовность играть в «Тракторе» — сходятся, то поверьте, мне глубоко безразлично, кто у него агент. Хотя и регламент лиги в этой части мы, конечно, будем беспрекословно соблюдать.
— Как на клубе сказалась ситуация с пандемией коронавируса?
— Если говорить о текущих процессах, то всех, кого могли, перевели на удаленный режим работы. Иногда, конечно, бывает необходимость собраться вместе и обговорить те или иные вопросы. Но современные технологии позволяют общаться дистанционно.
— А подготовка к будущему сезону? Который пока неизвестно, когда начнется...
— От КХЛ никаких сигналов о каких-то возможных временных сдвигах по срокам начала сезона, предсезонной подготовки и всего прочего, мы пока не получали.
Другое дело, что сам процесс подготовки команд клубной системы к сезону может быть серьезно скорректирован.
Например, мы изначально планировали проводить основной тренировочный сбор в Финляндии, где есть и отличные условия для подготовки и были возможности провести контрольные матчи. Но пока неизвестно, когда и в каком режиме будут открываться границы.
Сейчас у нас есть несколько запасных вариантов по проведению сборов. Один из них — мы полностью проведем предсезонную подготовку в Челябинской области. В конце концов, у нас в регионе есть достойные места, в том числе — среди Уральских гор, в том числе, с ледовыми катками
Понятно, что развитие инфраструктуры — дело не одного дня, а работа на годы вперед. Но клуб в перспективе должен иметь в своем распоряжении все возможности для полноценной подготовки.
— Говорят, что для того, чтобы стать хорошим тренером, спортсмену надо «убить» в себе игрока. А как насчет директора клуба?
— Игрока я «убил» в себе довольно давно — карьеру хоккеиста пришлось закончить относительно рано из-за травмы. Так что здесь проблем нет.
— И на лед не тянет?
— Ну, как не тянет… Довольно долго не выходил не площадку. Не так давно, еще до пандемии, я вставал на коньки, покатался немного. Если будет возможность и позволит колено, буду время от времени выходить на лед. Конечно, уже только для удовольствия. Мы ведь все скучаем по хоккею...