С конца марта 2020 года с оказанием плановой медицинской помощи в Свердловской области наблюдаются перебои. Ее доступность в настоящее время зависит от уровня заболеваемости всего населения региона коронавирусной инфекцией.
Впрочем, и пациенты с COVID-19 ожидают врачей по несколько часов или дней.
Однако для некоторых жителей региона ситуация с получением бесплатных медуслуг не менялась ни до, ни во время пандемии — в силу ряда обстоятельств есть уральцы, вынужденные обращаться за амбулаторной помощью в платные клиники.
Житель Екатеринбурга и корреспондент ЕАН Сергей Беляев о том, как за пять лет поликлиники отучили его от бесплатной медицины.
В первую очередь скажу, что я не отношусь к антипрививочникам, «ковид-диссидентам» и в целом к людям, которые избегают врачей. Однако последствия оптимизации подготовили меня морально к тому, что если медицинской помощи и дождешься, то будут большие вопросы к ее своевременности. Обо всем по порядку.
Жизнь вне ОМС
Проблемы с получением первичной (точнее амбулаторной) медицинской помощи в моем случае начались в 2015 году. В июле я получил травму глаза, которая не требовала экстренного вмешательства. В поликлинике меня развернули.
— Офтальмолога нет. В отпуске.
— И что мне делать с травмой?
— Что хотите.
Пришлось обращаться в платную поликлинику. В декабре следующего года заболел гриппом. Сил добраться до медучреждения не было. Вызвал врача из поликлиники на дом. Врач ожидаемо не пришел (вероятно, увяз в подобных вызовах). Пришлось вызывать платного специалиста. В дальнейшем вплоть до отъезда из Екатеринбурга эта схема повторялась независимо от времени и условий. Стандартную ежегодную флюорографию также проходил за свой счет.
Все попытки получить медпомощь по полису заканчивались у регистратуры. В принципе, когда болеешь не часто, такое положение дел не доставляет сильных неудобств. Тарифы в платных клиниках (при условии отсутствия тяжелых хронических заболеваний) вполне щадящие. Неудобства начались, когда в самом начале пандемии мне потребовалось хирургическое вмешательство. Не экстренное, но необходимое. В мой бюджет операция уже не влезала (это не считая последующих перевязок и других манипуляций).
С конца марта 2020 года по решению свердловского Минздрава всю плановую помощь в регионе свернули (а также диспансеризацию и иные манипуляции, без которых человек может прожить). С августа неэкстренную медпомощь начали возвращать, но с сентября из-за роста заболеваемости коронавирусом коечный фонд в больницах стал таять. Попасть в узкий временной коридорчик бесплатного хирургического вмешательства я не успел. Когда появится такая возможность снова, судя по суточному приросту, прогнозировать затруднительно.
Для наглядности происходящего я приведу пример моей знакомой, которая в начале октября попала на операционный стол с тяжелым перитонитом в ГКБ № 40. Уже через две недели ее выписали домой на долечивание, поскольку коронавирус начал расползаться по хирургическому отделению. В дальнейшем ей дважды в неделю приходилось вызывать на дом медсестру для проведения перевязок. Платно.
С медицинской помощью пациентам с коронавирусной инфекцией (которая сейчас на первом плане в системе здравоохранения) также не все гладко. Особенно с амбулаторным лечением. Более подробно ситуацию уже описывал директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин, который переболел COVID-19 в период пиковой нагрузки на систему здравоохранения. Если пересказать кратко, то Корытин столкнулся с теми же самыми проблемами, с которыми мне приходилось жить последние пять лет: это отсутствие своевременной медицинской помощи и неисполнение обещания властей о раздаче лекарств.
По итогам своей истории директор музея пришел к следующему выводу: «Похоже, здравоохранение поможет далеко не каждому, по крайней мере, в том варианте, который мы имеем в голове».
Я не ожидаю, что в случае, если я заболею коронавирусом, ко мне вообще придет врач и выдаст бесплатные препараты. Но вполне допускаю, что за все тесты и лекарства придется платить из своего кармана. Поэтому личный «медицинский бюджет» формируется в первую очередь на случай возможного заражения COVID-19. Это еще одна причина, которая вынуждает меня отложить операцию на неопределенный срок.
По всей вероятности, я не единственный, кто оказался в такой ситуации после отмены плановой медицинской помощи. Но я оказался в числе наименее пострадавших пациентов. Ведь до пандемии сложились очереди на проведение операций, кто-то уже сдал анализы (возможно, за свой счет). COVID-19 эту цепочку разрушил.
Почему я никуда не жалуюсь
Несмотря на некоторые неудобства в получении бесплатной медицинской помощи, я никогда не подключал связи и не обращался ни в Росздравнадзор, ни в прокуратуру. Возможно, это решило бы мою проблему один раз, но ни одно надзорное ведомство не в силах устранить системные проблемы в здравоохранении. Как правило, все проверки заканчиваются одинаково: главврачу выдается предписание об устранении нарушений.
Главврач по итогам рассмотрения бумаги кого-то наказывает вплоть до увольнения. Или медработник сам уходит из-за череды жалоб и проверок. В свете хронического дефицита врачей такой подход только усугубит ситуацию в той же поликлинике, к которой я прикреплен.
Прокуратура и Росздравнадзор не пришлют дополнительно офтальмологов или хирургов, чтобы наладить бесперебойный прием пациент. Впрочем, Минздрав и горздрав этой проблемы также не решат. В ведомствах неоднократно признавали (с 2013 года), что для закрытия дефицита врачей нет ресурсов. Достаточно вспомнить длинные очереди к врачам, наблюдавшиеся в Екатеринбурге в сентябре этого года. В тот месяц единственное решение, которое смогли найти власти, — это увеличение времени работы врачей (а значит, и нагрузки). Однако с нехваткой платных специалистов я ни разу не сталкивался.
Поэтому непосредственно к врачам и персоналу у меня вопросов и претензий нет. Они работают в соответствии с организацией медицинской помощи, которая выстроена по итогам оптимизации системы здравоохранения.
Поэтому, вопреки обычному нашему представлению, пандемия не сыграла роль какой-то мотивационной, мобилизующей силы. Она вскрыла и показала общественности все существующие недостатки системы здравоохранения. В деталях.
Исправление ошибок проходит в режиме «пожарной команды»: экстренно открываются оптимизированные койки, дополнительные надбавки врачам выплачиваются как встарь — с ошибками и перебоями, и так далее и так далее. Но пандемия рано или поздно закончится. Останутся ли ошибки?