Известный екатеринбургский юрист Сергей Колосовский обратил внимание на некоторые противоречия в процедуре ареста Алексея Навального.
По словам Колосовского, примененная Химкинским судом ст. 46 УИК регламентирует задержание лица, уклоняющегося от отбывания наказания в виде исправительных работ.
«В части 4 настоящей статьи действительно указано, что скрывшийся осужденный может быть объявлен в розыск, задержан на 48 часов и этот срок может быть продлен до 30 суток. Но эта норма не относится к лицам, осужденным к лишению свободы, либо иному наказанию, например, условно!
Аналогичные положения, допускающие задержание на 48 часов с последующим продлением, содержатся и в других нормах УИК, регламентирующих исполнение иных наказаний, не связанных с лишением свободы:
- ст. 32 УИК – при уклонении от уплаты штрафа,
- ст. 58 УИК – при уклонении от наказания в виде ограничения свободы, и так далее.
Однако порядок контроля за поведением лиц, осужденных условно с испытательным сроком, установлен совершенно другим разделом УИК – VIII (ст.ст. 187-190), который так и называется – осуществление контроля за поведением условно осужденных. И в этом разделе подобная норма, допускающая задержание на 48 часов и последующее продление этого срока, отсутствует.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 18.1 УИК, ФСИН действительно может объявить скрывшегося условно осужденного в розыск. При этом, в соответствии со ст. 190 УИК, скрывшимся от контроля считается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней. Однако разысканный условно осужденный не подлежит задержанию, а обязывается явкой в суд, который, по ходатайству уголовно-исполнительной инспекции, может рассмотреть вопрос об отмене условного осуждения и исполнении наказания. При этом судебное заседание, в соответствии со ст. 399 УПК, должно быть назначено не ранее 14 суток с момента извещения.
Вместе с тем, по смыслу ст. 190 УИК, с учетом положений п. 9 постановления пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 21 г. Москва "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора", вопрос об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, может быть рассмотрен судом в отсутствие скрывшегося от контроля лица.
Впоследствии же лицо, объявленное в розыск, при задержании помещается под стражу на основании уже готового постановления суда об отмене условного осуждения. Именно по этой процессуальной схеме осуществляются все отмены условного осуждения.
Ситуации же, когда лицо, условно осужденное, было объявлено в розыск, потом задержано на 48 часов, потом срок задержания был продлен на 30 суток ради того, чтобы доставить гражданина в суд для рассмотрения ходатайства уголовно-исполнительной инспекции об отмене условного осуждения и исполнении наказания в виде лишения свободы, не было не только в моей практике, но, осмелюсь предположить, не было в практике вообще.
Применительно к ситуации с Навальным, правильным, полагаю, с формальной точки зрения, были бы 2 варианта: либо обращение в суд в его отсутствие, как только ФСИН пришла к выводу о том, что его местонахождение неизвестно более 30 суток; либо вручение ему повестки в суд – но не Химкинский, а по месту осуществления контроля за его условным осуждением – то есть по месту жительства.
И второе – начальник Химкинского ОВД вообще непонятно, куда и в какой процесс вошел со своим ходатайством".
Ранее ЕАН писал, что после возвращения в Россию, 17 января, Навальный был задержан прямо в аэропорту Внуково. 18 января политик был арестован, 2 февраля состоится суд о замене Навальному условного срока по “Ив Роше” на реальное лишение свободы.
Александр Лукманов