РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 08:53
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Уральский математик Дмитрий Борисов: "Моя числовая система сделала меня счастливее на 40 %"

© Архив Дмитрия Борисова, скрины видео передачи "Удивительные люди"
Инженер Дмитрий Борисов из Челябинска в 2020 году стал победителем всероссийского шоу «Удивительные люди». За 5 минут он вычислил корень 9999 степени из огромного числа, состоящего почти из 80 000 знаков. Мы поговорили с Дмитрием о том, стоит ли делить людей на гуманитариев и математиков, настигла ли его "звездная болезнь" после шоу и верит ли он в астрологию.
- Дмитрий, первый вопрос о вашей системе
Дмитрий Борисов разработал числовую систему в 2017 году после того, как посмотрел первый сезон шоу «Удивительные люди». Это поле со всеми двузначными числами, между которыми Дмитрий выявил определенные связи. С помощью этой таблицы можно легко считать и запоминать объемные числа.
. В одном интервью вы сказали, что классические мнемотехники не имеют права на существование. А ваша чем лучше?
- Не помню, чтобы я говорил, что не имеют права. Но в советское время эти техники перекрывались, не было такого, чтобы они распространялись где-то в школах или других учебных заведениях. В первую очередь это связано с тем, что это работа с образами, с собственным ментальным
В классической мнемотехнике для того, чтобы запомнить большое количество предметов, изображений или цифр, используется прием создания связей между ними, то есть запоминаются не сами объекты, а ассоциации.
мышлением. И зачастую там встречались какие-то неправильные образы, даже исковерканные.
Журавль бегает по льду и ловит рыбок с помощью лампы – что-то такое неестественное, вплоть до безумия. Вся мнемотехника основана на том, чтобы создать какой-то яркий образ и таким образом запомнить информацию.
Я ушел от классической мнемотехники, хотя иногда могу ее применить к тому, что мне хорошо известно. Но если взрослый справится с этими образами, то ребенок может продолжить фантазировать, и к чему это приведет, никто не знает. Поэтому я пошел другим путем: в моей системе нет ярких образов, ломаных историй, а все максимально просто – есть поле в клеточку, каждая клеточка имеет единицу информации, мы нашли на этом поле определенные связи и с помощью этих приемов работаем.
- Я правильно понимаю, что это система не только про числа, но и про буквы и все остальное?
- Здесь один путь – менять буквы на цифры, а потом переводить обратно информацию в слова. Я думал о том, чтобы включать в эту систему буквы или что-то еще, но решил, что цифр вполне достаточно. Потому что мы чаще встречаемся с ними, нужно их много запоминать. В 90-х годах были интересны карты, все играли в них и в казино. А сейчас уже такого нет, в карты никто особо не играет. А по поводу букв можно потренироваться, конечно, но пока у меня только цифры.
- Ваша система довольно просто выглядит, но на самом деле вы придумали нечто новое?
- С точки зрения математики ничего нового нет. Но с точки зрения абстрактного мышления – да, это новое. Тут основная задача в том, чтобы система была адаптивная, чтобы человек мог ею воспользоваться. Если она адаптивна, тогда она имеет право жить. Я потратил кучу времени, чтобы понять, насколько она адаптивна. Я-то сам к ней быстро приспособился, и результаты пошли уже через полгода: я умножал в уме и запоминал. А на то, чтобы понять, адаптивна она для других людей, ушло время.
- Считаете ли вы себя гением?
- Нет. Я не могу о себе так говорить. Пускай люди скажут, сравнят меня с какими-то результатами и сами решат.
Эйнштейн в школе учился плохо, где-то скитался, потом устроился на работу в бюро патентов (Эйнштейн работал в патентном бюро с 1902 по 1909, эта деятельность позволила ему посвящать свободное время теоретической физике, - прим. ЕАН), прошло много лет, прежде чем его признали гением.
Так что тут требуется оценка временем, специалистами. Специалистов как таковых очень мало, кто бы мог оценить.
Вот как Моцарт: придумал музыку, и все люди говорят про него «гений», потому что классно и оценить это может каждый – вы, я, просто включив его трек. А чтобы оценить математический гений – тут немножко сложнее, нужны специалисты, которые посмотрят и скажут – ну да, это действительно сложно. Но я бы хотел посмотреть на эти оценки и обсудить их с этими людьми.
- На шоу весь зал был потрясен, я видела, как профессора переглядывались и качали головами: «Ну вообще!»
Фото: приглашенные специалисты на шоу "Удивительные люди", скрин видео
- Профессора молодцы, конечно (смеется). Но они профессора в своей области. А в зале нужно как-то быстро определить, что и как получается. Я находил разные форумы, где меня обсуждали. Пока что даже близко не приблизились.
- К разгадке?
- Не к разгадке, а к пониманию того, что я вообще делаю. Кучи разных ссылок на формулы, на учебники, где то ли фокусы, то ли что-то иное. Я даже эти учебники нашел, в них все очень частные, единичные случаи, но даже близко не подходит к тому, что делаю я.
- Вы говорили, что после программы к вам стали обращаться разные люди – разработчики игр, ученые, которые хотели с вами работать. Получилось ли сделать что-то совместное?
- С коммерческой точки зрения ничего не получилось. Мы многое обсуждали, были приглашения и в Москву, и в Питер, но все эти предложения были, так скажем, не в мою пользу.
Вы нам все предоставьте, покажите-расскажите, а мы вам скажем спасибо. Это было первое время, когда у меня была, так скажем, мини-звездная болезнь – на пару недель. А потом я уже пришел в себя и понял – а зачем мне нужны все эти люди?
Мне нужны друзья, с которыми я буду общаться по моей теме, по теме образования, математики. И вот мы общаемся спустя год. Есть люди, которых я совсем не знаю, иногда даже имени, но судя по переписке, это, скорее всего, очень образованные люди, представители научного мира. Есть профессора из Америки, Саудовской Аравии, из России, с которыми мы общаемся, раз в два месяца письмо приходит. И есть просто люди, кто стал мне другом, с ноября поддерживают меня (в ноябре 2020 года был финал 5 сезона шоу «Удивительные люди», - прим. ЕАН), еженедельно мне пишут, типа фанаты (смеется), но их мало.
- Начиная со школы людей делят на гуманитариев и математиков. Как вы думаете, это ярлыки, которые навешивают учителя, или все мы универсальны и можем, условно говоря, и корни извлекать, и «Войну и мир» цитировать?
- Я думаю, все это деление происходит зря. Есть предрасположенности у людей к пространственному или другим видам мышления. Опять же упомяну про адаптивность. Насколько система адаптивна?
Математика в чистом виде вообще не адаптивна.
Человеку нужно все время как-то представлять эти цифры, и это очень сложно делать, особенно если нет привычки с детства к этому. Поэтому я бы рекомендовал пройти адаптацию с помощью разных методик, немножко привыкнуть к миру цифр.
У кого-то проблема с чтением – он быстро утомляется, это тоже связано с определенным развитием. Сначала нужно развить определенную область, чтобы человек мог дольше читать и чтобы ему было это интересно, и уже потом приступать к чтению.
Но у нас по-другому принято. Вот тебе задание, иди и делай как хочешь. Способности к чему-либо никто не оценивает, сами родители редко этим занимаются.
Нужно вначале оценить способности ученика, что он может, и, если чего-то не хватает, пройти тренировки по адаптации, чтобы ребенок привык видеть эту информацию, пришел к ней постепенно. Если я вам дам задание и оно будет сложное, вы просто махнете рукой и не будете делать.
Приходит ученик в школу, а ему дают сложное задание, которое ему не по зубам. Он от него быстро устает, утомляется, и у него складывается психологический комплекс, что это не его. Обучение – это же игра. Школа – это игра.
- Учителя так не думают!
- Да, и когда мы смеемся, играем, все получается просто, хорошо и мы идем вперед. А когда мы сильно напрягаемся, то сильно устаем, и к чему это приводит – всем известно.
- Владимир Набоков писал, что в детстве мог складывать многозначные числа в уме. У чисел был цвет, и происходило слияние этих чисел и цветов, в итоге получается результат. У ваших цифр есть цвет, запах, звук?
- Когда я считаю, то использую положение клеток на поле. Для меня важно запомнить это положение, где я нахожусь, какой я занимаю объем от определенного пространства. Это и будет моей единицей информации. А если говорить о Набокове, то это опять же процесс адаптации. Для него было адаптивно использовать цвета. Подойдет ли это для кого-то еще – очень сложно сказать. Цвета представлять намного сложнее, чем клеточки на поле. У Набокова была хорошая фантазия, развитое абстрактное мышление, но сказать, что эта система адаптивна, очень сложно. Наверное, она подойдет очень маленькому количеству людей. Я бы не стал ею заниматься.
- Кстати, о книгах – что вы читаете? Для примера – какие последние три книги вы прочитали и какие три больше всего вам дали?
- Я читаю несколько книг одновременно и могу в одну книгу углубиться, а потом мне нужно над ней подумать хорошенько. Я оставляю какое-то время, неделю, бывает, или три-четыре дня и эту информацию обрабатываю. А в это время могу читать другую книгу. Потом возвращаюсь к первой книге со своими мыслями и смотрю, что там будет дальше. Я периодически останавливаюсь и провожу анализ. Давайте лучше скажу, какие книги мне понравились.
«Самый богатый человек в Вавилоне» – я ее читал в июле еще, проглотил эту книгу за пару дней, потому что она захватила своим сюжетом, интересными поворотами. В этой книге вся соль жизни – что появляется, как исчезает, и сама ценность денег и жизни, навыков очень хорошо описывается.
Еще одна книга – «Пластичность мозга» Нормана Дойжда. Для меня она была переворотом. Я изучаю процессы, которые у нас происходят в голове, и я всегда опирался на то, что у нас работают разные отделы мозга. Это доказано, что у нас один отдел отвечает за одно, другой за другое. Так вот в этой книге приводятся доказательства, что может происходить трансформация мозга в случае травм. И описывают опыты, проведенные на обезьянах, мышах и на людях, которые пострадали в авариях, которые показывают, что эти области смещаются. И меня эта книга так вдохновила на размышления о том, что все это настолько пластично, а классическая теория, что у нас все статично, теряет всякий смысл.
Третья книжка вообще про инвестиции, называется «Разумный инвестор» Бенджамина Грэма. У инвестиций прямая связь со счетом, математикой, с анализом информации. Я говорю не о тех людях, кто зашел быстро и купил акции-облигации, а про тех, кто анализирует информацию, делают таблицы, изучают инвестиции. Им этот инструмент анализа может очень пригодиться.
- Какие у вас увлечения?
- Мне нравится считать, запоминать, играть в шахматы, хоть играю редко, но нравится. Но основное хобби – считать и запоминать. Это то, что я делаю регулярно, ежедневно.
У меня в каждой комнате, в каждом углу листочки такие стоят, которые я считаю, запоминаю и обратно кладу.
- А ваша семья разделяет ваше увлечение?
- Нет, они никак в этом не участвуют, хотя память не у всех идеальная (смеется). Но я со своим участием тоже никому не мешаю. У меня все доведено до такого автоматизма, что я могу смотреть телевизор и считать, идти по улице и считать. Мне это приносит удовольствие, мне нравится в цифрах плавать, искать какие-то зависимости, связи. Иногда я занимаюсь без всяких цифр, просто в уме решаю головоломки, расчеты делаю в уме. Еще хобби у меня основное – обучение учеников. Здесь тоже много интересных моментов. Многие приходят, мне интересна их цель. Когда человек приходит учиться инвестициям, понятно, что он хочет. Когда человек приходит учиться играть в футбол, тоже понятно. А здесь – учиться считать и запоминать, и как-то сразу непонятно, зачем пришел человек. Но практически все те, кто обучается полгода и больше, говорят, что у них жизнь улучшилась, лучше стало на работе, стали лучше результаты в каких-то играх, им стало легче читать, воспринимать информацию.
- То есть занятия по вашей методике влияют на качество жизни?
- Да, очень влияют на качество жизни, помогают чувствовать себя лучше, быстрее ориентироваться в цифрах, быстрее что-то понимать, делать жизнь счастливее.
- Вы говорили в другом интервью, что находитесь сейчас на 5 ступени из 1000. К чему вы сейчас стремитесь?
- Я сейчас просто получаю удовольствие от того, что я делаю. Я перестал гнаться за какими-то результатами, раньше было интересно чего-то добиться, я тренировался до потери пульса.
Но сейчас я понял, что к любым результатам можно прийти просто, когда ты любишь свое дело, уделяешь ему время, силы и самое главное – получаешь от этого удовольствие.
К тем результатам, к которым я старался прийти, я давно уже пришел, совершенно спокойно, без многочасовых тренировок. Я всех призываю получать от своего дела удовольствие, чтобы оно нравилось, приносило радость. А всякие рекорды – лучше оставить мысли про это, если надо, вы к этому придете.
Блиц
- Назовите число Пи до 10 числа после запятой.
- Я, честно говоря, никогда число Пи не запоминал. Но что я помню, это три целых, 1, 4, 1, 5, 9, 2, 6, 5, 4…
- 5, 3.
- Я его никогда не запоминал – что примерно вспомнил.
- Что такое ноль?
- Ноль – отсутствие информации, пустота или равновесие, как принято говорить в физике, но все-таки ноль – это не отсутствие информации, это тоже ее единица. Ответить на этот вопрос языком физическим не получится. Если языком математическим, это единица информации, это, конечно, не пустота.
- Можно ли верить в числовые знаки, например, 4 у китайцев или 13 – это хорошо или плохо?
- Да, можно, у многих людей есть свои числа в жизни, которые встречаются чаще, чем остальные. Астрологи используют числа постоянно, астрология живет уже сколько лет.
- Вы верите в астрологию?
- Да, верю, конечно. И у меня жизнь связана с некоторыми числами – 13 и 7 встречаются довольно часто, я на них иногда ориентируюсь, когда понимаю, что эти числа что-то сейчас решают. И чаще именно так и выходит.
- А двадцать одно?
- Нет.
- В рулетку играете?
- В рулетку не играл и не собираюсь играть, потому что там все построено на обмане. Правильно будет сказать, что там все нечестно.
- И последний вопрос – вы счастливый человек?
- Да, я счастливый человек, мне все нравится, у меня есть планы на дальнейшую жизнь, чем заниматься, есть семья. И те навыки, что я приобрел, развил, мне и помогают сейчас быть счастливым, ориентироваться в каких-то делах, в работе, дома, за рулем – 30-40% можно отдать им.
Беседовала Татьяна Томас.
almaceramica
Главные новости
В мэрии рассказали, где собираются найти деньги на строительство метро в ЕкатеринбургеВладелец свердловского завода обвинил федералов в дефиците масла и молокаСвердловское заксобрание вернуло транспортный налог на малолитражкиБюджет Свердловской области на трехлетку принят в первом чтенииБюджетом Свердловской области на 2025 год предусмотрено 300 млрд на социалкуЧто нужно знать екатеринбуржцам, отправляясь в Камбоджу. Лайфхаки от ЕАН