Депрессия, плохое настроение, апатия, панические атаки – о таких состояниях чаще говорят весной и осенью. Сейчас ситуацию осложняет пандемия, когда появляются новые ограничения и страх заболеть или потерять близких, нерабочие дни. Могут накладываться проблемы на работе и в семье, финансовые трудности.
Мы поговорили с тремя экспертами: психологом, психотерапевтом и психиатром.
- Когда следует к ним обращаться?
- Почему важно следить за своим психическим здоровьем?
- Вызывают ли антидепрессанты привыкание?
- Что поможет победить болезнь?
- Почему раньше не было никаких депрессий?
Мы собрали в этом материале ответы на основные вопросы, которые могут быть интересны многим из нас.
Наши собеседники:
- Елена Куба – психолог, старший преподаватель Челябинского государственного университета, медицинский психолог в ГБУЗ «Челябинский областной центр реабилитации»;
- Полина Сергеева – заведующая отделением медико-психологической и психотерапевтической помощи Городской клинической больницы № 2 Челябинска, врач высшей категории со стажем работы 17 лет;
- Ирина Мороз – доктор медицинских наук, диетолог высшей категории, заведующая отделением неврозов ГБУЗ «Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница № 1».
Чем отличаются психолог, психотерапевт и психиатр?
- Психиатры работают в специализированных учреждениях в рамках стационара с пациентами в состоянии средней тяжести и тяжелыми, например, буйными, опасными для себя и окружающих.
- Психотерапевты принимают пациентов в поликлиниках, проводят диагностику, ставят диагноз, выписывают лекарства и наблюдают за течением болезни в легкой и средней стадиях амбулаторно.
- Психологи, в отличие от двух других специальностей, не медики: они не ставят диагнозы, не выписывают лекарства. И советов не дают – только разговаривают с клиентом, применяя различные методики, и делают так, чтобы человек сам нашел решение проблемы.
Психолог Елена Куба: «Психолог помогает в современном мире доказать пациенту, что у него не то, что он нашел в интернете. Мы помогаем людям в тяжелых жизненных ситуациях, с которыми они не могут справиться, когда у человека нет психических расстройств, заболеваний, но он может испытывать психологический дискомфорт»
Психологи тоже бывают разные: профильные, семейные или клинические, которые работают в больницах и помогают, например, пациентам принять себя после операции.
Когда надо идти к специалисту? А если нет денег?
Идти к специалисту нужно, когда появился психологический дискомфорт, проблема, с которой самостоятельно не получается справиться в течение длительного времени.
- Обратиться можно к частному психологу, однако нужно быть аккуратнее: заранее изучить досье, уровень образования. Опытный и квалифицированный специалист не оскорбится, если у него попросят показать диплом.
- Также получить помощь можно в поликлинике по месту прикрепления – записаться через регистратуру к терапевту или сразу к психологу на консультацию.
- Помимо этого, можно обратиться в Кризисный центр или позвонить на телефоны доверия, которые работают круглосуточно: 8 (351) 735 51 61 – для взрослых, 8 800 200 01 22 – для детей, подростков и их родителей.
Обращаться к специалисту стыдно?
Специалисты говорят, что обращаться к психологу так же нормально, как к травматологу, например, при переломе.
Психиатр Ирина Мороз: «Давайте вспомним случай с казанским мальчиком, который расстрелял людей. Он 2 года болел психическим расстройством, его боялись родители, брат. Что они сделали? Отселили его, и он там свои идеи сумасшедшие проворачивал. Но идти к психиатру... А что скажет общество, родственники? А то, что он потом расстрелял, – это ничего. И у нас так все время. А как же я, что скажут, что он сумасшедший, это клеймо на семью. Вот наша беда в чем».
Психотерапевт Полина Сергеева уверена, что в современном обществе ситуация меняется и уже нет мнения о «карательной психиатрии». В день у нее по 10-12 пациентов, записаться на прием довольно сложно. Значит, ее работа востребована.
Психолог заставил рисовать картинки и перекладывать карточки. Как это мне поможет?
Психолог Елена Куба: «Это психологические техники – они бывают разные. Любой образ, присутствующий в жизни человека, может быть наделен какими-то категориями. Исследования показали, что ряд объектов, внешних для психологии человека, имеют подсознательный элемент. Человек через рисунок может выразить свое состояние. Мужчина приходит, точку рисует и никак по-другому выразить его не может. Мы спрашиваем, а что в ней? Какая она? И он постепенно раскрывает ее, раскрывается сам и становится способен рассказать о своих проблемах. Это осознание. Попытка вынуть то, что мы прячем, возможно, неосознанно, просто потому, что это причинят боль. В разговоре человек осознает и смотрит на ситуацию другим взглядом. Психолог — это некий проводник, который подводит человека к тому, чтобы он понял свое состояние и проблему».
Как определить депрессию и почему она начинается?
Начнем с того, что депрессией многие ошибочно называют плохое настроение, однако это явление – норма. Стоит обратить внимание, если такое состояние длится более двух недель. Ставить диагноз и назначать лечение может лишь врач. Заниматься самолечением опасно!
Психиатр Ирина Мороз: «Говорят “вот депрессии выйдут скоро на второе место после кардиологических заболеваний”. Думаю, на этом зарабатывают фармацевтические службы, для того чтобы антидепрессанты выпускать. Ну не видим мы такого роста депрессий! Вот лет 8 назад пациент заходил, я спрашивала: «Что вас беспокоит?» Он мне говорил: «Доктор, у меня депрессия». Я говорила: «Хорошо. Начинаем разбираться: что такое депрессия? Вы что подразумеваете под этим словом?» - «Ой, вы знаете, я раздражаюсь, дети раздражают…» Но тут о депрессии речь и не шла! Но модное слово, и они все считали “у меня депрессия”».
Депрессии могут быть реактивными – реакцией на стресс, например, смерть близкого человека, конфликт, увеличение ответственности на работе. Такие состояния могут проходить, когда пропадает нагрузка извне. Но есть и другой вид депрессий – эндогенные, наследственные».
Психотерапевт Полина Сергеева: «Депрессия — это психическое расстройство, нарушение в эмоциональной сфере, характеризуется определенными признаками и симптомами. Имеет определенную длительность, причины. Есть депрессии эндогенные, обусловленные наследственностью, они связаны с внутренними причинами, работой или неработой определенных генов. Считается, что к ней приводит дефицит определенных нейромедиаторов. Как правило, это наиболее активно проявляется в определенные сезоны: весна-осень. Человек чувствует плохое настроение, апатию, нежелание какой-либо деятельности, снижение продуктивности».
Почему осенью или весной становится грустнее?
Осень и весна – переходные времена года: меняется количество солнца, рацион питания. В эти периоды хуже становится не только «психам», как принято считать, а вообще всем: мы болеем ОРЗ, чихаем, кашляем, злимся из-за герпеса на губах, еле поднимаемся с кровати, потому что «стреляет в спине».
Психиатр Ирина Мороз: «В этот момент обостряются все заболевания: гастроэнтерологические, сосудистые, ОРВИ, инфекционные, психиатрические. Экзогенных депрессий, когда нарушен биохимический механизм, не так много. Внешние причины особо на них не влияют. Да, они чаще бывают весной и осенью как обострение любого заболевания, но у них бывают и суточные перепады».
Стресс приводит к депрессии?
Психотерапевт Полина Сергеева: «Стресс — это личностная особенность, то, как вы воспринимаем жизнь и деятельность. Для кого-то шум города — это музыка, он не может в тишине. Для других шум невыносим. Все зависит от индивидуального восприятия человека, от типа его нервной системы, типа личности, наследственности. Если в семье кто-то болел определенным психическим расстройством, то есть определенная предрасположенность к ним у потомков. Не необязательно, конечно, что она реализуется».
Психиатр Ирина Мороз: «Если мы пройдем по отделению неврозов и побеседуем с каждым из пациентов, спросим: «Черная кошка дорогу перебежит – пойдешь?», они, скорее всего, ответят: «Да нет, наверное, не пойду». Такие люди больше страдают неврозами – мнительные, эмоциональные, впечатлительные. Им сложнее переживать жизненные перипетии. Если умирает близкий человек, то это трагедия для любого человека с любым типом личности. Но кто-то говорит: «Мне, чтобы с этим справиться, нужно побыстрее выйти на работу, чтобы отключиться от этих проблем». А другой уходит в болезнь, не идет работать. Это особенность личности».
Что такое антидепрессанты и можно ли без них обойтись?
Это препараты, которые используют для лечения депрессий. Они не вызывают привыкания и не приносят «кайф», как некоторые вещества – здоровый человек ничего не почувствует, приняв это лекарство.
Психиатр Ирина Мороз: «Депрессию можно вылечить без АД, если она ситуационная. Болезнь уйдет тогда, когда ситуация разрешится. Существует много других препаратов, различных схем, а главное – психология, психотерапия. Но где-то без АД вообще невозможно.
К нам часто приходят после психологов, которые начинают промывать мозги, и пациенты в неврозе поступают к нам в отделение. Бывают женщины, которым уже далеко за 50. Спрашиваешь, где лечилась? «Вот психолога проходила, тренинги психологические». И как? «Ну вы знаете, это все у меня, оказывается, с детства, меня мама недолюбила». Я это слышать не хочу! Ей 50 с лишним лет, она прожила жизнь, и у нее, может быть, мамы уже давно нет. Существует много методов психотерапевтических, позитивных, рациональных и т.д. Но начинать «А давай копаться в детстве»? Это не всегда нужно».
Что помогает или вредит при депрессии помимо прописанных лекарств: витамины, сладости, алкоголь, спорт?
- Психотерапевт Полина Сергеева: «Витамины депрессию не лечат. Депрессия — это определенное нарушение в метаболизме, синтезе нейромедиаторов. Витамины на это никак не влияют.
- Сладкая, углеводистая пища не приводит к излечению от депрессии, если она все-таки есть. Злоупотребление такой едой приводит к ожирению, сахарному диабету, метаболическому синдрому, но никак не избавляет от депрессии, даже легкой. Почему тогда человек в прибегает к сладкому? Ему хочется удовольствия. Один из симптомов депрессии — это ангедония. “Я ничего не чувствую”. Это стремление к сладкому, острой или соленой пище, чтобы ощутить хоть какой-то вкус.
- Алкоголь усугубляет состояние и приводит к развитию алкоголизма. Очень часто он начинается именно с депрессии, потому что это самый легкодоступный транквилизатор, антидепрессант для нашего населения. Он на время помогает снять тревогу и напряжение, расслабиться, за счет чего улучшается сон. Но это временно.
- Спорт – да. Регулярная физическая активность способствует выработке гормонов удовольствия: эндорфины, энкефалины».
Положительное влияние спорта на психическое здоровье отметила и психиатр Ирина Мороз:
«Эмоциональное выгорание бывает, особенно у психотерапевтов. Контингент очень тяжелый. Кто-то даже уходит в алкоголизацию, мы это видим. Как я справляюсь? Спорт! Два-три раза в неделю столько лет, а мне уже 60. Иногда не хочется, но у меня всегда форма в машине; еду к тренеру, полтора часа тренируюсь, прихожу в себя. Этого достаточно».
По идее, комфортная городская среда должна уменьшать количество психических заболеваний за счет общего снижения уровня стресса.
Психолог Елена Куба: «Есть то, что поднимает вам настроение, для каждого человека это свое. Получать удовольствие от общения, движения, окружающей действительности, питаться особенно. Понятно, что городская среда может влиять негативно: серые застройки, серый асфальт. Но нужно обращать внимание на что-то яркое. Можно получить новую информацию и реализовать ее – узнали новый рецепт, так приготовьте что-нибудь».
Можно ли симулировать диагноз «депрессия»?
Психотерапевт Полина Сергеева: «Это видно сразу. У заболеваний есть свои клинико-диагностические критерии, определенный набор жалоб, определенный набор должен быть симптомов и результатов исследований. Человек должен быть врачом, чтобы так искусно врать и играть роль. Что-то прочитать можно, но все равно будут расхождения. Это нереально! Тем более у нас есть доказательная база, это психодиагностика у психолога. Тесты, в которых заложена шкала лжи. Если она повышены, то психолог пишет, что достоверность полученных результатов сомнительная. Соответственно, врач смотрит пристальнее».
Это все выдумки? Раньше никакими «депрессиями» не болели!
Психические заболевания признаны медицинским сообществом мира – это не выдумка. Раньше просто не занимались диагностикой.
Психиатр Ирина Мороз: «Пушкин страдал маниакально-депрессивным психозом, и это подтверждают его произведения, у него были эмоциональные подъемы, спады. И у Высоцкого тоже был диагноз МДП».
Расстройство пищевого поведения – это блажь или заболевание?
Психиатр Ирина Мороз: «Анорексия бывает двух видов. Первый – психическая, когда ты можешь доказывать, что кто-то умирает: «Да, я буду есть, все сейчас съем». Перед девочкой ставят поднос с небольшим количеством еды, она начинает плакать и не ест. Это психическое отклонение. Второй вид – невротический. Когда девчонки насмотрелись, начали какую-то диету, и когда мама им показывает, посмотри, что будет, они пугаются, и все проходит. На уровне пограничного состояния. А те, которые уже с тяжелыми патологиями, их в психиатрии лечат, в палатах интенсивной терапии, потому что у них полностью нарушен обмен микроэлементов. Как правило, с ними очень сложно работать. Существуют отделения в психиатрических больницах, например Кащенко, где таких берут, пытаются лечить, не всегда успешно. Потому что это психическое расстройство. Иногда девочки вылечиваются и замуж выходят, рожают и забывают про это».
Почему пациенты совершают суицид?
Психотерапевт Полина Сергеева: «На моей практике таких случаев немного, но хочу сказать, что у врача через определенное количество лет работы всегда есть свое кладбище пациентов. Причины разные. Недооценка статуса, состояния, отказ пациента от лечения. Кстати, он имеет на это право, потому что каждый человек несет ответственность за свою жизнь сам.
Некоторые психические заболевания могут развиваться очень стремительно, быстро, ухудшение может наступить в течение буквально суток, нескольких. Врач просто не успеет зафиксировать это ухудшение, а пациент на фоне него совершает суицид. Или очень быстро разовьется психоз.
Но чаще всего это отказ пациента от лечения. Нежелание принять какую-либо помощь».
На что обращать внимание, чтобы у детей не развивались психические заболевания?
Психотерапевт Полина Сергеева: «Внимание обращать на ребенка. Понимать и видеть, что с ним происходит. Любовь — это не про зарабатывание денег, любовь — это внимание, забота, понимание, время, которое мы тратим, душевные силы, включенность, заинтересованность в нашем объекте любви. Кстати, послеродовая депрессия у мам должна лечиться в стационаре врачами-психиатрами».
Как пандемия COVID-19 повлияла на «психический фон» населения?
Психолог Елена Куба: «Тревожность и депрессивные состояния повысились. Можно сказать, тревогу легализовали. Мы можем переживать за друзей, родных, за тех людей, которые заболели. Людям тяжело пережить то, как на их глазах люди, лежавшие с ними в реанимации, «уходят» в черные мешки. Само заболевание, то, что они не могли дышать, то, что им трудно дышать и после выписки, – может иметь не только психологические последствия, но и физиологические.
Повышается даже когнитивная астения, когда не хочется ни с кем общаться. Кто-то кардинально пересматривает свою жизнь, уходит из профессии, ищет что-то новое. В основном это не легкая форма ковида, когда мы просто дома поболели. Это люди, которые лежали в стационаре».
В психиатрическую больницу стало поступать много пациентов с «постковидным синдромом».
Психиатр Ирина Мороз: «Стало очень много панических атак. Это – вагоинсулярные кризы. Вот бывает такое: человек живет, и все у него хорошо, и в силу разных причин, каких-то вегетативных процессов в организме, у него в спокойном состоянии вдруг начинается тахикардия (учащенное сердцебиение – прим. ЕАН), появляется жар в теле, поднимается давление, которого раньше не было, нарушается дыхание, он начинает задыхаться, появляется страх.
Этот страх усиливает симптомы, он запоминается головой. А химически что происходит? По какой-то причине выбрасывается адреналин, подъем давления, и пока он у тебя циркулирует – не выйдет. Вот это состояние «скорая помощь, я умираю». ЭКГ делают, оно хорошее. Что нужно? Успокаивающую таблеточку, чтобы снять вот это напряжение, тревогу, чтобы быстрее вышел адреналин.
Но дальше мозг фиксирует и ожидает, а когда ожидаешь – обязательно повторяется. А когда один, второй, третий невроз, то его уже ждешь 24 часа в сутки и не знаешь, когда он возникнет и когда кончится. И очень много панических атак мы видим и лечим в постковидном синдроме».
Ирина Мороз сравнила пандемию с военными действиями: пока мы боялись за жизнь, организм боролся, но как только «забыли» – начались психологические проблемы.
Как определить маньяка?
Почти никак. Маньяки выглядят обычными людьми и могут быть, например, заботливыми родителями. Но всегда стоит быть внимательными к окружающим.
Психиатр Ирина Мороз: «Самое главное – не быть равнодушным. Вот таксист, который его вез, мальчика в Перми. Он видел, в какой тот одежде – в фашистской каске, с ружьем. И ведь он его довез. Ну хорошо, ты побоялся звонить при нем. Он вышел. Времени еще много – набери 02. Скажи. И расстрела бы не случилось, он бы не успел дойти до университета. «А почему я должен был так сделать? Я его довез и все». Это наше равнодушие».
Почему психические заболевания считаются самыми жуткими?
Психиатр Ирина Мороз: «Сумасшествие — это страшная вещь. Привозят острых больных: вот он маленький, щупленький, но в психозе (бред, голоса в голове, например). Шесть санитаров пытаются поставить ему укол, а он всех раскидывает. Сила неимоверная! Это страшно. Очень многие пожилые люди говорят: «Я готов умереть, но только в своем сознании, самое страшное, когда ты лишаешься рассудка». Человек не контролирует свои действия. Голоса кажутся им реальными, а критики никакой нет. Они слышат, например: выпрыгни, убей! Ни одна "красная зона" [ковидного госпиталя] не сравнится с психиатрическим отделением – там пациенты хотя бы в своем уме».
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42