РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 29 апреля 2022 в 09:20

Путь Ирана, Северной Кореи или свой: ведущий экономист МГУ - о будущем российской экономики

© Pixabay.com
Аналитики продолжают строить прогнозы насчет скорости и путей развития экономики России в новых реалиях. В основном их выводы далеки от оптимистичных: к примеру, эксперты S&P Global Market Intelligence считают, что для возвращения на уровень 2021 года нашей стране понадобится 10 лет. Но есть и другие мнения. Заведующий лабораторией сравнительных исследований экономических систем экономического факультета МГУ Андрей Колганов считает, что страна оправится от санкций гораздо раньше.
Существуют прогнозы, согласно которым на переход к экономическому росту России потребуется два-три года, говорит экономист. Министерство экономики РФ рассматривает возможность этого перехода по благоприятному сценарию в 2023 году, по неблагоприятному – в 2024 году.
«Понятно, что какое-то время понадобится, чтобы восстановить те потери, которые экономика несет сегодня: уровень падения рассматривается в промежутке между 8% и 12% ВВП. Соответственно, для восстановления уровня 2021 года нужно будет от 4 до 6 лет», - отмечает Андрей Колганов.
Впрочем, этот прогноз можно изменить как в лучшую, так и в худшую сторону, в зависимости от того, насколько эффективной будет политика изменения структуры российской экономики. Решающую роль сыграет направление на импортозамещение и развитие собственного высокотехнологичного производства, способного в достаточной степени конкурировать с теми продуктами, которые Россия сейчас импортирует.
«Насколько будет эффективна эта политика, сказать сложно. Она вводится достаточно энергично, каковы будут ее результаты, оценить можно будет к началу следующего года, когда мы увидим первые шаги, сделанные в этом направлении. Конечно, прекратить, сорвать производство каких-то видов продукции за счет прекращения поставок материалов, комплектующих или оборудования достаточно просто. А вот организовать новое производство гораздо сложнее, это требует времени для освоения инвестиций», - поясняет экономист.
Обычные сроки освоения инвестиций составляют от года до двух. Поэтому можно ожидать перехода к росту даже при худшем сценарии не позднее 2024 года, считает Андрей Коганов. То, насколько быстро Россия будет развиваться, будет зависеть от того, как эффективно будут выстроены новые инвестиции, направленные на импортозамещение, и от того, как она будет наращивать выпуск новой продукции.
«Конечно, сложно предсказать, как будет складываться геоэкономическая ситуация в мире, как будут меняться наши экспортные возможности по несырьевому экспорту, как будут складываться наши отношения с теми партнерами, которые будут не склонны поддерживать западные санкции. Здесь очень много обстоятельств, прогнозы давать тяжело. Но в любом случае это не 10 лет», - поясняет эксперт.
Многие считают, что в условиях мощной экономической блокады и небольшого числа зарубежных партнеров у России есть теперь только две модели экономического развития – это модели Ирана или Северной Кореи, таких же условных изгоев. Впрочем, Андрей Колганов считает, что нас ждет третий путь, который не проходило ни одно государство в новой мировой истории.
«Какое-то время мы потратим на восполнение потерь этого года, но у России есть возможности этот срок сократить. В отличие от Ирана или Северной Кореи, наша страна располагает таким ресурсом, который есть у очень небольшого количества стран мира. А именно – собственные школы в области фундаментальных научных исследований, инженерные и проектно-конструкторские школы по очень многим направлениям», - считает он.
В 90-е годы Россия понесла серьезные потери в области развития науки, большая часть высокотехнологичных производств закрылась, но этот потенциал утрачен далеко не полностью и в значительной мере он сохранился в области именно фундаментальной науки, говорит Колганов. Поэтому это преимущество дает нам возможность развиваться за счет национального научно-технического ядра, чего нет ни у Ирана, ни у Северной Кореи, ни у Южной. Последняя, кстати, значительно превосходит соседку по экономическому потенциалу, но технологически полностью зависит от внешних источников современных технологий.
«Даже Китай не располагает на самом деле собственным серьезным технологическим ядром. Они, конечно, за последние годы сильно преуспели в области копирования технологий, но достигнуть собственных технологий мирового уровня Китай пока не может. А вот Россия может, хоть и далеко не по всем направлениям. Тем не менее такая возможность у нас есть. Кстати сказать, это одна из причин, почему западные страны так силятся оторвать Россию от Китая: они прекрасно понимают, что если Китай сумеет воспользоваться российским научно-технологическим потенциалом, то окажется независимым от Запада в части разработки новых технологий. И при его промышленном потенциале Китай окажется недостижим для Запада в сфере технологической гонки», - заключает экономист.
almaceramica
Главные новости
Кто стал новым мэром Челябинска - биография Алексея ЛошкинаНадолго ли курс доллара по 100 рублейНеизвестные распространяют листовки об атаке на ЕкатеринбургОттепель не помешала строительству катка и ледового городка в ЕкатеринбургеИностранцы взяли штурмом миграционный центр в ЕкатеринбургеЧто это за часть в Екатеринбурге, где вместо СВО служат министры и депутаты