РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 13 мая 2022 в 11:20

«Слишком оптимистично»: уральские эксперты - о прогнозе ЦБ

© Фото из открытых источников
Банк России вечером 11 мая опубликовал прогноз на ближайшие три года. По мнению аналитиков ЦБ, страну ждет вполне неплохое будущее: уже к середине 2023 года наша экономика по большей части адаптируется к санкциям - освоит новые рынки сбыта и локализует производства.
Годовая инфляция по итогам текущего года составит 18—23%, но по итогам 2023 года ее уровень опустится сразу до 5-7%, а к 2024-му и вовсе вернется к целевому значению 4%. Падение валового внутреннего продукта (ВВП) России в 2022 году, по прогнозу ЦБ, составит от 8 до 10%, в 2023 - замедлится до 3%, а рост начнется в 2024 году.
Агентство ЕАН поинтересовалось у экспертов-экономистов о том, насколько, на их взгляд, реальны эти прогнозы, в какую сторону они могут быть скорректированы и как будет меняться жизнь населения страны.

«Покупать будет что. Вопрос: на что?»

Независимый аналитик Виталий Калугин
Я не в полной мере согласен с этим докладом ЦБ. Что касается адаптации к санкциям к середине 2023 года, то формулировка тут достаточно расплывчатая. Если говорить с точки зрения потребителей, то можно сказать, что мы уже адаптировались. Без товаров мы не останемся: одеваться будем в турецкое и индийское. Продукты у нас есть и будут. Но с точки зрения экономики, включая вопросы производства и поставок химии, различного оборудования, – тут, на мой взгляд, на адаптацию не то что года, но и, возможно, двух лет не хватит.
Что касается инфляции, то соглашусь с прогнозом ЦБ, что в 2022 году она не превысит 30%. Но в то, что в следующем году она составит лишь 5-7%, я не верю – нет для этого предпосылок.
Сейчас у нас пока товаров мало, а деньги у людей есть. Скоро наладят поставки из Китая, Индии, Турции, но с учетом роста цен на логистику и прочих составляющих цены на товары продолжат расти высокими темпами, а доходы населения, соответственно, снизятся. То есть покупать будет что, вопрос: на что?

«Все зависит от политики»

Финансист, автор курсов и книг по финансовой грамотности Эдуард Матвеев
По сути, прогноз – это предположение, лишь один из сценариев развития событий. У ЦБ этот сценарий достаточно оптимистичный. Но утверждать, что так и будет, нельзя: сегодня политика на 90% влияет на экономику, и все будет зависеть от развития политической ситуации. Тут может быть несколько вариантов развития событий.
Если мы встанем в «глухую оборону» и сложившаяся ситуация затянется, то для большого оптимизма повода нет. Да, другие страны «закроют глаза» на поставки нам памперсов, шампуней и прочих бытовых товаров, но нам вряд ли удастся наладить поставки высокотехнологичного оборудования для производства. Следовательно, о развитии экономики при таком варианте говорить сложно.
В целом вопрос сейчас только один: что еще успеет произойти на политической арене до того, как будет достигнут консенсус.

«Определить, почему дорожают те или иные товары, станет сложнее»

Независимый аналитик Виктор Немихин
В сегодняшних условиях ЦБ и Минфину не позавидуешь – прогнозы дело неблагодарное, учитывая, что ситуация может постоянно меняться. И в целом многие вещи можно рассматривать с разных сторон.
Инфляция год от году составляет порядка 12%, в этом году за прошедшие полгода мы видим уже 16%. Ключевой вопрос: будет она сохраняться или начнет разгоняться? Сложно ответить однозначно.
Первая проблема в том, что инфляция сейчас не монетарная, а вызванная разрывом всех товарных цепочек. Сейчас цены растут потому, что начался дефицит, а не потому, что у производителей и продавцов стало мало денег.
Во-вторых, с 90-х годов люди представляли инфляцию буквально двумя словами: «Все дорожает». ЦБ проводил планомерную работу по повышению финансовой грамотности, и в итоге люди начали понимать, что дорожает не все, а локально определенные группы товаров по определенным причинам. Теперь же, поскольку товарооборот был плотно завязан на Европу, а логистические цепочки нарушились, сложнее будет определить факторы изменения цен на те или иные товары. Например, подорожали зимой помидоры: это сезонный фактор или это вызвано тем, что усложнились их поставки из-за рубежа?
Свое влияние в ближайшей перспективе будет иметь курс рубля. Сейчас мы видим его укрепление. Это не очень хорошо для производителей товаров сырьевых групп (той же нефти), но хорошо для экспорта. Есть разница: дешевле купить помидоры за границей по курсу 60 рублей за доллар, чем по курсу 80 рублей за доллар. Поскольку сырьевые товары и так дорогие, а экспорт рухнул сильно, думаю, что укрепление рубля позволит сбалансировать рынки.
Еще один фактор – неопределенность: мы не знаем, как будут дальше развиваться товарные поставки. Если логистические цепочки удастся быстро наладить через страны СНГ и Азии, сильного спада ВВП мы не увидим. Если эти процессы замедлятся, то падение до 10%, как прогнозирует ЦБ, а то и до 12%, скорее всего, будет похоже на правду. Пока неопределенности достаточно много и однозначные прогнозы строить сложно.
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября