Включение Магнитогорского металлургического комбината (ММК), дочерних компаний и его владельца Виктора Рашникова в санкционный список США - главная тема разговоров в челябинских элитах. Общее мнение - санкции ухудшают положение комбината, и без того не самое хорошее. По сути, иностранный рынок теперь для ММК закрыт. Подробности - в материале ЕАН.
Утром 3 августа акции ММК снизились сразу на 14%: так рынок отреагировал на то, что накануне вечером США ввели санкции против Магнитогорского металлургического комбината, его турецкой «дочки» и главного акционера ММК Виктора Рашникова (всего в списке десятки частных лиц, компаний — например, структуры Сколково, ТМК). Все они внесены в SDN-лист – то есть в «черный список» людей и организаций, который ведет офис по контролю за иностранными активами Минфина США. Внесение в список означает, во-первых, запрет на въезд в США, во-вторых, заморозку активов в стране, в-третьих, запрет для американских граждан и компаний на ведение бизнеса с фигурантами списка. То есть купить сталь ММК в США будет нельзя, а Рашников не сможет посещать страну.
«Опасность попадания в SDN-лист Минфина США обусловлена главным образом рисками вторичных санкций, под которые не захотят попадать партнеры и контрагенты ММК и его дочерних предприятий. Таким образом, продажи ММК на внешних рынках очень сильно упадут. После введения американских санкций экспорт ММК может практически прекратиться, и компании придется полностью довольствоваться сужающимся внутренним рынком»
Обиднее всего для комбината, что в американский список попала дочерняя компания ММК в Турции. Этот современный электрометаллургический комплекс, производство которого расположено на двух площадках: в Стамбуле и возле Искендеруна (юго-восток Турции). Комплекс включает в себя электросталеплавильный цех, стан холодной прокатки, сервисный металлоцентр, морской порт, способный принимать суда водоизмещением до 100 тыс. тонн. Его построили в 2012 году, несколько лет он был законсервирован, и производство началось тут год назад, в июле 2021 года. В 2021 году турецкая компания ежемесячно наращивала производство. В ноябре оно составило 80 000 тонн (против плановых 75 000 тонн), в декабре – 100 000 тонн. «Задача стояла - выйти на целевую проектную мощность в течение года, а в целом до начала 2023 года мы произведем там порядка 1,7 млн тонн», – отмечал в интервью гендиректор ММК Павел Шиляев.
Это были выполнимые, а главное, очень прибыльные планы: с осени 2020 года на фоне постепенной отмены пандемийных ограничений на мировом рынке начался резкий рост цен на металлы, который для России продолжался до зимы 2022 года.
«Работа завода MMK Metalurji была возобновлена летом прошлого года с целью производства горячего проката и оцинкованного проката для европейского рынка. Компания, по всей видимости, была намерена обеспечивать этот завод поставками заготовки. В 2022 г. ожидался выход завода на полную мощность в 2 млн тонн в год. Теперь, видимо, об этих планах можно будет забыть», – отмечает Калачев.
Выручка от продаж на Ближний Восток (вероятно, включая Турцию) составляла около 11% от всей выручки ММК в 2021 году. «Экспорт в ЕС составлял около 7%, в США – всего около 1%, в страны Азии около 4%. Продажи в РФ и СНГ приносили группе ММК около 74% всей выручки», – напоминает аналитик.
Но на внутреннем рынке уже очень тесно, тут у ММК есть мощный конкурент: "Северсталь" максимально заняла рынок со своей низкой себестоимостью, поэтому переориентировать покупателей даже 7-10% продукции будет особенно сложно», – отмечает независимый аналитик, автор telegram-канала «Инвестиции поколения Z» Даниил Матюшин. Он добавляет, что "Северсталь" экспортирует продукцию с рентабельностью минус 46% и неужели ММК будет экспортировать с рентабельностью в минус 60-70%.
У Магнитки все было не очень хорошо и до санкций 2 августа.
«У компании упали объемы производства и продаж, а вместе с ними цены. Сильный рубль ударил по бизнесу, экспорт стал вовсе убыточным, а средний показатель рентабельности в июне был отрицательным», – перечисляет проблемы в аналитическом обзоре аналитик по глобальным рынкам ИФК «Солид» Артемий Шамшуков.
Сам Виктор Рашников рассказывал, что ММК переживает, пожалуй, самый сложный кризис за всю историю комбината. Именно пример ММК вице-премьер Мантуров приводил президенту страны, когда просил снизить налоги для отрасли. Выход у компании один — срочно искать покупателей на внутреннем рынке. Но ЕАН уже рассказывал о том, что внутренний спрос пока что очень слаб.
Для Челябинской области в целом проблемы ММК – тоже плохая новость. Ведь ММК один из крупнейших в регионе налогоплательщиков. В 2019 году, например, компания заплатила 22,64 млрд рублей налога на прибыль и стала первой по этому показателю в регионе. По итогам 2020 года налог был скромнее — 12 млрд, в 2021 году — 48 млрд.
Каких сумм ожидать в 2022 году – вообще непонятно: что там будет с прибылью? По первому полугодию 2022 года ситуация вообще печальная: во II квартале произошло основное падение продаж, объемы реализации к предыдущему кварталу упали на 18% — с 2,88 до 2,36 млн тонн. При этом основной ущерб пришелся на экспортное направление: продажи упали на 48%. На внутреннем рынке (включая СНГ) продажи в II квартале снизились на 10%. а вот цена продажи выросла – из-за резкого укрепления рубля курс невыгоден экспортерам, даже таких небольших объемов, как у Магнитки.
«Однако весьма вероятно, что основной негатив для ММК уже позади. На внутреннем рынке, ключевом для компании, наблюдается постепенное восстановление деловой активности, что будет поддерживать спрос на сталь в II полугодии. Внешние поставки, упав до минимальных уровней во II квартале, также могут начать постепенно восстанавливаться на фоне адаптации бизнеса к внешним ограничениям и переориентации экспортных поставок на новые рынки. Но это поможет только при условии, что рубль не продолжит укрепляться», – говорит аналитик Михаил Болдов, изучивший показатели предприятия для компании «Открытие.Брокер».
Напомним, санкции со стороны США — далеко не первые, Рашников и ММК уже фигурируют в санкционных списках – например, еще 15 марта на Виктора Рашникова санкции наложил ЕС, их бизнесмен сейчас пытается оспорить. ММК стал вторым российским гигантом черной металлургии, попавшим под санкции США: в июне страна ввела санкции против «Северстали» и Алексея Мордашова.
Юлия Литвиненко