Пасмурное ветреное утро на морском побережье. В холодном сером песке валяются коробки от пиццы – это разметка, барьеры. Среди камней мается от ломки доктор-морфинист. В отдалении – весельная лодка на случай, «если че, чтобы труп притопить». Подростки открывают антикварный футляр, где в темном бархате посверкивают два дуэльных пистолета. Один ствол берет старшеклассник Мел. Другой достается его противнику, мужчине под сорок, столичному режиссеру Роману.
«В общем, схема классическая, Пушкин с Дантесом», – поясняют подофигевшему Роману 17-летние секунданты, друзья Мела. На лице Романа читается полное изумление от того, что происходит. Он никак не может поверить, что это не привычные ему кинематографические съемки, а сюр, который творится в реальности. Сейчас герои будут стреляться. Дуэль, несмотря на ее фантастичность, всё-таки состоится и навсегда изменит жизнь в провинциальном приморском городке. В нём появится тайное общество дуэлянтов, которые восстанавливают справедливость старым пушкинским способом.
Онлайн-кинотеатр Start выпустил первый эпизод оригинального сериала «Черная весна» из молодежной линейки, который планировал показать еще в октябре. Тогда проект отложили: старт совпал с шутингом в Ижевске, в Start сочли, что это «не лучшее время для премьер». Трудно сказать, когда у нас в стране бывает лучшее время, но, очевидно, 16 ноября оно настало - фильм вышел.
Главную роль, подростка Мела, исполнил остро востребованный нынче Глеб Калюжный, которого мы видели в первом сезоне «Вампиров средней полосы», «Территории», «Солдауте», «Новеньком» и еще в десятке проектов. Калюжный – довольно спорный актёр, которого одни зрители ругают за однообразно пафосные «сложные щи» в кадре и недостаток актёрского мастерства – он пришел в кино «с улицы», не заканчивая театральные вузы, а другие ценят за сочетание брутальной резкости и трогательной хрупкости. Но именно в проекте «Черная весна» пригодились и те, и другие качества Калюжного, чтобы показать байронического героя в развевающемся шарфе с наивной идеей восстановить в мире справедливость.
Стреляться Мел собрался из-за дамы сердца, одноклассницы Анжелы, которую затащил к себе в постель московский режиссер. Роль гадкого режиссера, любителя малолеток, исполнил Артем Ткаченко. Анжелу в сериале сыграла тоже непрофессиональная актриса – Анастасия Красовская, которая появилась в прошлом году в фильме «Герда» в роли студентки-стриптизерши и внезапно взяла спецприз жюри «Кинотавра» и «Леопарда» кинофестиваля в Локарно за лучшую женскую роль. Правда, Анжела вовсе не так беззащитна: с ножа ест стейки с кровью и вовсе не против уединиться с кинодеятелем в отеле. Так что честь поруганной дамы – это только повод для подростков поквитаться с насквозь прогнившим миром.
А мир этот олицетворяют потерявшие честь и совесть олды. Чем более романтичными выглядят светлый юноша Мэл и его товарищи по бойцовскому клубу, тем приземленнее и пошлее их антагонисты – их отцы. Местный олигарх, папа Анжелы, – Николай Фоменко в футболке с надписью Keep Calm and Eat Pelmeni. Владелец кондитерской фабрики, отец правильного мальчика Илюши, его воплотил Сергей Гилев, который блестяще сыграл главного злодея в сериале «Чики», а в «Черной весне» показал совсем иной образ. Полицейский, папа Хенка, друга Мела, – работа Анатолия Белого, и сотрудник на ресепшене отеля, отец самого Мэла, – Даниил Воробьев. И Белый, и Воробьев часто появляются в российских сериалах, но впервые мы видим их в роли родителей. Из этого строя взрослых, которые «живут долго, но без толку», выбивается только стареющий неформал дядя Саша, который с тоской вспоминает благородные идеалы прошлого, – Александр Яценко, снова в роли хорошего, сильно пьющего человека.
Фильмы о подростках часто выглядят искусственно, молодежь в них говорит литературным языком сценаристов ВГИКа, актеры выглядят как воспитанницы пансиона благородных девиц, которые играют плохих парней, а все Пушкины – это Безруков с бакенбардами.
Удивительно, но режиссёрам, супругам Любови Львовой и Сергею Тарамаеву, удалось почти невозможное: они сняли молодежный проект без фальши.
Они напитали сценарий живыми, легкими диалогами, а в экшн-сценах совсем отказались от лишних слов и отдали действие во власть взрывных эмоций и экспрессивного саундтрека. Под него современные лицеисты льют свинцовые пули и гонят на "стрелку", чтобы «глаза в глаза под дулом пистолета» карать ложь и подлость.
Вообще, достоверность и детализация стали принципом для Львовой и Тарамаева во время работы над «Черной весной». Так, режиссеры отказались от бутафорских пистолетов и заморочились, чтобы найти для съемок настоящие, антикварные кавалерийские стволы образца 1822 года, изготовленные Имперской оружейной мануфактурой французского города Тулле. По заключению искусствоведов, это оружие представляет культурную и историческую ценность, а в глазах зрителя подчеркивает правду происходящего.
Реалистичность «Черной весны» продолжается и в визуальном ряде. Сериал снят почти как мокьюментари, в псевдодокументальной манере – это мастерская операторская работа Михаила Хурсевича.
Его ручная камера летает за персонажами, переносится от одного к другому, стремится снять все одним планом и добавляет действию ощущение живого, пульсирующего нерва. Время от времени нам дают возможность насладиться картинкой с тщательно подобранными для съемок локациями: старый самолет, исписанная граффити стена, букет белых лилий в пустой ванне, как в гробу, черные волны... Оператор передает атмосферу гнетущей духоты и безнадеги, весь этот total black российской провинции. С самого начала зритель чувствует, что хеппи-энда ждать не стоит. Построить справедливый мир с помощью насилия, пусть и красиво обставленного, не получится. А вот ответить за содеянное кто-то должен будет. Кто? Явно, не Пушкин.
Наталья Пирожникова специально для ЕАН