У Wildberries не получается нормализовать отношения с партнерами. Например, на прошлой неделе маркетплейс анонсировал либерализацию штрафной системы для пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Это должно было помочь не допустить в будущем конфликтов, подобных тому, что был месяц назад – когда владельцы ПВЗ устроили забастовку и не открыли точки по всей стране. Но партнеры Wildberries — поставщики товаров и владельцы ПВЗ — давно не верят компании. По их мнению, организация в любой момент может вернуться к "драконовским мерам", используя по факту бесправное положение предпринимателей, которые сотрудничают с маркетплейсами.
Как пояснил ЕАН генеральный директор компании «Ясномаркет» (управляющая компания сети ПВЗ) Александр Лупанов, основная причина всех конфликтов в том, что гражданско-правовые отношения Wildberries с партнерами– поставщиками, владельцами ПВЗ никак не регулируются. По его словам, фактически в этой сфере все участники работают в "серой" зоне.
«У нас на уровне законодательства не защищен ни оператор ПВЗ, ни владелец ПВЗ, потому что в рамках оферты нас могут в любой момент отключить. Из-за этой вот легкости и провалилась недавняя забастовка. Если ты не согласен, то тебя просто отключат от системы, и ты теряешь бизнес. А в него уже вложены немалые инвестиции, невозможно взять и все бросить. То же самое и с попыткой подать коллективные иски — заявления рассматривают долго, но на время рассмотрения твой ПВЗ отключают», — пояснил Александр Лупанов.
На вопрос корреспондента ЕАН, что мешает владельцам ПВЗ перейти от одного маркетплейса к другому, Александр Лупанов ответил, что условия работы и тарифы везде одни и те же. Разница лишь в оборотах: у Wildberries на одну точку оборот в среднем составляет 10-15 млн рублей в месяц, у Ozone — 5-7 млн рублей, у «Яндекс.Маркета» — до 2 млн рублей. Естественно, что в этих условиях владельцы ПВЗ предпочитают работать с компанией, оборот которой больше – ведь плату они получают именно за оборот.
Но желание ПВЗ больше получить денег ограничивает Wildberries. По словам Лупанова, при каждом увеличении оборотов маркетплейс снижает доходность ПВЗ, не дает зарабатывать. Есть разрыв и в суммах, которые перечисляет маркетплейс на содержание пункта: в регионах это обходится в 120 тыс. рублей в месяц, а платформа закладывает бюджет в 100 тыс. рублей на точку.
И хотя о таких проблемах знают на всех уровнях – недавняя забастовка сопровождалась подробным разбором ситуации, законодатели пока не спешат готовить изменения, ограничиваясь переговорами. Никакого решения не смог принять и Экспертный совет ФАС России, который 21 апреля рассматривал вопрос о злоупотреблении доминирующим положением со стороны цифровых платформ. При этом поводом для проведения заседания стали многочисленные жалобы на маркетплейсы (в первую очередь на Wildberries).
ЕАН рассказывал, что представители Госдумы и малого бизнеса учредили Ассоциацию участников рынка электронной коммерции (АУРЭК). Цель организации – защита прав малого бизнеса в борьбе с маркетплейсами. Однако в ходе обсуждения на Учредительном съезде выяснилось, что для исполнения этих задач не хватает законодательной базы.