Представители Госдумы и малого бизнеса учредили Ассоциацию участников рынка электронной коммерции (АУРЭК). Цель организации – защита прав малого бизнеса в борьбе с маркетплейсами. Однако в ходе обсуждения на Учредительном съезде выяснилось, что для исполнения этих задач не хватает законодательной базы, сообщает корреспондент ЕАН.
Тон мероприятию задал первый зампредседателя комитета по контролю Госдумы, выходец из Свердловской области Дмитрий Гусев. По его словам, сейчас государство возлагает надежды на малый бизнес, который исторически спасал страну и во времена НЭП, и в виде «челноков» в 90-е годы. С небес на землю Гусева спустили юристы и партнеры маркетплейсов: поставщики и владельцы пунктов выдачи заказов. Они говорят, что в современном законодательном поле, не до конца отстроенном под диктат маркетплейсов, плохо всем.
Например, владелец одного из пункта выдачи заказов Алексей Лупанов объяснил причину провала заявлявшейся недавно забастовки и отказа партнеров Wildberries от коллективного иска. По его версии, компания запугала предпринимателей отключением от сервиса и владельцы ПВЗ оказались беззащитны.
Предприниматель Наталья Трепова отметила, что закон никак не защищает поставщиков.
«Покупатели оборзели. Они одеваются, обуваются и питаются за счёт Wildberries. Дошло до того, что люди меняют в примерочной комбинезон и отправляют мне назад изношенную тряпку, а не комбинезон за 5 тыс. рублей», — рассказала она.
За создание ассоциации проголосовало порядка 70 человек, председателем набсовета АУРЭК выбран Дмитрий Гусев.
Главную задачу создатели ассоциации видят все же не в том, чтобы бороться с монополистами, а в доработке законодательства. «Я хочу обратить внимание только на один аспект. Как только какое-то большое объединение начинает выдвигать ценовое требование, то антимонопольное право становится обоюдоострым оружием. По сути дела договариваемся о том, что мы будем давить на монополистов в части снижения цен, тарифов и так далее. Здесь корректнее вместе с Госдумой четким образом донастраивать антимонопольное право и закон о защите конкуренции», — отметил член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев.
Что делать дальше, участники съезда пока понимают смутно. К слову, сами маркетплейсы приглашение на съезд проигнорировали.
Создание ассоциации, очевидно, хоть какой-то способ упорядочить взаимоотношения марткетплейсов с поставщиками и теми, кто занимается выдачей товаров. Проблема обострилась в середине марта, когда партнеры крупнейшего маркетплейса России - Wildberries - отказались с ним работать. Поводом стало изменение системы санкций для продавцов и пунктов выдачи заказов (ПВЗ), из‑за которой партнеры маркетплейса получили многомиллионные штрафы. Например, с сотрудников пункта выдачи заказов удерживали всю зарплату за стоимость вещи, которую возвращает покупатель из‑за подмены и из-за брака. Возможность оспорить решение не предусмотрена. Увеличение штрафов в WB назвали способом защитить продавцов от ситуаций, когда менеджеры ПВЗ или покупатели подменяют товары, то есть с себя компания снимала ответственность.
15 марта в России стали закрываться ПВЗ. Из 33 тыс. точек 13 800 принадлежат частным владельцам, которые просто сотрудничают с маркетплейсом. По большей части именно они присоединились к забастовке. Ряд ПВЗ не открылся в Екатеринбурге, во Владивостоке, в городах Иркутской области, Чите, Бурятии, Забайкальском крае.