2024 год объявлен в России Годом семьи, 8 июля - в День семьи, любви и верности - Российское информационное агентство «Европейско-Азиатские Новости» начинает спецпроект «Год семьи. Что их объединяет». В серии интервью мы расскажем читателям о разных семьях и ответим на главный вопрос - что удерживает людей рядом друг с другом, что помогает им преодолевать трудности, растить детей и достигать поставленных перед собой таких разных вершин и целей.
Партнер проекта - «Калачи» на Красноармейской, 8 в Екатеринбурге. Кафе находится в особняке, в котором еще в начале нулевых проживала семья Владимира Михайловича Терехова. Терехов - знаменитый скрипичный мастер, он работал с подлинными инструментами Альбани, Страдивари и Гварнери. К нему в гости часто заглядывали именитые музыканты: Спиваков, Третьяков, Ростропович, будучи на гастролях в Свердловске-Екатеринбурге.
Первые герои спецпроекта - семья Вьюковых из Екатеринбурга. Ольга Петровна и Владимир Леонидович - ученые и педагоги, в их семейной истории - создание частной школы «Лэндинг» в переломные 90-е годы, воспитание двоих детей и пяти внучек. В 2024 году старшие Вьюковы отметили 50-летие совместной жизни.
29 марта 1974 года
- Как вам удалось вместе прожить 50 лет?
- 50 лет длинные, в разные годы - по-разному, я бы так ответила.
- Тогда начнем с самого начала. Как и где вы познакомились?
- Мы оба учились в университете, я – на историческом факультете, Володя – на физфаке. В общежитии был праздник, девчонки пригласили курсантов из военного училища, а Володя приехал со службы и прямо в форме лейтенанта на этот праздник пришел. У нас разница пять лет, его в армию после университета призвали, а у меня это был еще второй курс.
- Вы познакомились на празднике, а дальше?
- Как прилип, так и не отлип до моего пятого курса. Тогда и поженились.
Владимир Леонидович:
- За четыре года мы хорошо друг друга узнали, поняли, что у нас общего, и решили пожениться.
После двухгодичной службы в армии Владимир вернулся в Нижний Тагил, где жила его семья. За два года службы Владимир готовился и сдал кандидатские экзамены, получил направление в аспирантуру Ленинградского педагогического института имени Герцена, куда успешно поступил. В это время Ольга, будучи студенткой пятого курса, писала диплом по археологии, а на преддипломной практике занималась в библиотеках Института археологии в Ленинграде. К этому времени Вьюковы уже были женаты. В Ленинграде молодожены ходили вместе в театры и музеи.
- Что вы друг в друге разглядели?
Владимир Леонидович:
- С самого начала мы как-то друг с другом сошлись. Она интересно рассказывала, думаю, и я ей тоже много интересного рассказывал. Она увлекалась археологией, это был интересный человек.
Ольга Петровна:
- Для нас главным были общие интересы, хотя мы часто не сходились характерами. Я ведь из Снежинска, закрытого города, известного учеными-физиками. Я на самом деле планировала поступать в МИФИ и даже ходила на специальные курсы. В общем, при выборе друг друга мы тогда смотрели на образование, кругозор и общие интересы. К тому же у нас было одинаковое романтическое представление о науке. Я мечтала участвовать в раскопках Херсонеса, а Володя - стать физиком-исследователем.
Владимир Леонидович:
- Ольга родилась в Китае, но мало что помнит о своем детстве, так как уехала оттуда в возрасте трех лет. Ее родители были замечательными людьми, а отец - идеальным человеком: несмотря на военную службу, он был добрым и необыкновенным.
Пока Владимир учился в аспирантуре в Ленинграде, Ольга преподавала в нижнетагильской школе № 9 новый предмет – обществоведение, и ждала мужа. За два года работы Ольга тоже подготовилась и сдала кандидатские экзамены. Поскольку Ольга работала в Нижнем Тагиле по распределению, государство паре выделило квартиру.
Владимир Леонидович:
- Несмотря на то, что комнаты были смежные, своя двухкомнатная квартира после жизни в общежитии была большой радостью.
После возвращения Владимира из аспирантуры молодожены настроились переехать в Свердловск, чтобы продолжать заниматься наукой. Для этого нужно было пройти трудный квест – обменять квартиру в областном городе на подходящий вариант в региональном центре.
- Выходит, сейчас у молодежи больше возможностей, когда они решают жить вместе?
- Если у семьи есть деньги – тогда легче. Но и тогда, и сейчас нужно крутиться, вертеться и что-то придумывать. Мы с трудом, тройным обменом, через Казань обменяли Нижний Тагил на Свердловск, а потом было новое испытание - однокомнатную квартиру на Уктусе обменять на жилье большей площади. В основном это была тактика обивания порогов, очередей и подарков людям, которые принимают самые мелкие решения.
- Давайте вспомним самый счастливый момент из пятидесяти лет совместной жизни.
Владимир Леонидович:
- Ну, во-первых, это когда родились дети.
Ольга Петровна:
- Да, первого ребенка мы потеряли из-за преждевременных родов. Поэтому рождение Кати и Миши было для нас осознанной радостью. Наши дети, которых мы очень любили и готовы были для них все сделать, выросли хорошими людьми. Это большая удача.
- А что еще вам обоим далось с трудом, но стало счастливым событием?
Ольга Петровна:
- Мы оба собирались заниматься наукой, а в то время без диссертации в институте делать было нечего. Я когда поступала в университет, рассчитывала на Нобелевскую премию (смеется). Я из города физиков-ядерщиков, все детство занималась математикой и на исторический факультет попала, честно говоря, по счастливой случайности. До этого мы с подругой в Свердловске никогда не были и перепутали здания. Вместо математического факультета на улице Куйбышева приехали в здание на Ленина и попали на экскурсию для школьников в лабораторию археологии. Там были экспонаты с раскопок Херсонеса. И я поняла: стану археологом, буду копать, открывать нобелевское.
- И все-таки, самые счастливые моменты на этом 50-летнем пути?
Ольга Петровна:
- Несмотря на все трудности, окрыляли успехи детей. Катя на художественной выставке получила диплом из рук писателей-фантастов. Или ее первые места в соревнованиях по художественной гимнастике. Или когда Миша получил губернаторскую премию, прошел собеседование на английском в Венский университет. Как сейчас помню моменты, когда мы смогли их болячки победить. Сложно было детей растить.
В 1977 году у семьи родилась дочь Катя. Первый год ее жизни стал настоящим испытанием для Вьюковых. Владимир работал в НИИ автоматики. Девочка родилась очень беспокойной, все время плакала. Чтобы разгрузить Ольгу, муж выходил с дочерью на длительные прогулки в декабрьские морозы, Катя спала только в коляске. В пять месяцев у малышки обнаружили анемию. Чтобы поднять гемоглобин, Вьюковы по блату достали свежую печень и перемалывали ее на кофемолке, это привело Ольгу с Катей в инфекционную больницу. В советское время в больницах дети находились одни, но Ольга отказалась покидать медучреждение.
- Первые пару дней мне пришлось на полу спать в палате, а потом к нам подселили еще четырех младенцев. Я и за ними ухаживала, чтобы меня оставили.
- Справились бы одна, без Владимира Леонидовича?
- Мы бы оба друг без друга не справились (улыбается и смотрит на мужа).
В НИИ автоматики Владимир Леонидович сначала работал инженером-исследователем, затем руководство направило его на работу завучем в профтехучилище при предприятии. Он разрабатывал программу по переводу училища в статус среднего учебного заведения. Сферой его научных интересов была разработка методики преподавания физики и электротехники для учеников со слабым уровнем подготовки по математике и физике. На основе этих исследований Владимир Леонидович защитил диссертацию и стал кандидатом наук.
Подростковый возраст дочери Кати совпал с перестройкой и распадом страны. Чтобы выучить дочь, родители приняли решение организовать частную школу. Говорят, что в 90-е у вполне благополучных родителей часто были дети, которые не хотели учиться. Государственные школы в период хаоса за учениками уже не следили, учителям часто задерживали зарплаты, и они были вынуждены выживать. Дети оказывались предоставлены сами себе.
- Расскажите про идею открытия частной школы?
Владимир Леонидович:
- Издалека пойдем. Когда я был завучем в профтехучилище, к нам приходили ребята, которые по физике и математике базы совсем не имели. Нам с преподавателями их нужно было за год так натаскать, чтобы они готовы были со сложными механизмами работать. Я ездил на курсы повышения квалификации в МГУ, там уже в это время выступали американцы со своими семинарами по инновационной педагогике. И я думал все время: «Неужели я не смогу сделать то же, что и они?» К тому же идея защитить кандидатскую диссертацию, хоть и позже Ольги, у меня была неотвязно. Кстати, в Челябинске у нас была в это время академик Усова, членкор РАН. С ее помощью я буквально за год подготовил диссертацию, и все эти инновационные методики в нее вошли. Эти инструменты надо было внедрять, так и возникла идея собственной школы для старшеклассников. Через клубы педагогов-новаторов Ольга привлекла большую часть коллектива нашей школы. У нас в основном учителями были педагоги из пединститута, в котором Ольга работала.
- Кто к вам приходил? Дети новых русских бизнесменов?
- Мы учили детей с 8-го класса. Были сложные дети, «отказники» - на которых в общеобразовательных школах только жаловались. Были дети, которые просто не хотели учиться. Все взрослые тогда вынуждены были крутиться, чтобы выжить. Но это были обычные, нормальные родители, которые стремились к тому, чтобы ребенок получил аттестат и поступил в вуз, хотел и умел в вузе учиться. Вот это была наша задача.
Разные бывали истории, например, когда в рухнувшем банке сгорели все деньги, которые родители внесли за год обучения, они снова нам на целый год существования собрали. Или у одного из учеников убили отца-бизнесмена, и мы его бесплатно учили, чтобы до вуза довести.
- Какими были взаимоотношения с государством?
- Сложными. Нам обязательно нужна была полноценная лицензия, чтобы выпускники могли поступать в университеты и институты. Требования каждые несколько лет менялись, и мы искали новые здания. Менялись правила: столько-то квадратных метров - на ученика, столько-то - на учителя. Каждые два-три года мы могли потерять государственную аккредитацию. Финансовые условия тоже были непростыми. Школа была платной, но плату вносили один раз, в начале учебного года. Мы размещали эти деньги в банке, а в 1994 году наш банк прогорел. Тяжелая была ситуация, но мы выкрутились.
- Сколько просуществовала школа и почему ее пришлось закрыть?
- Почти десять лет. В очередной раз нам просто не продлили лицензию. Требования к школам снова изменились – для аккредитации теперь нужны были спортзал, столовая и прочая инфраструктура. Мы снимали помещения в одном из техникумов, директор посмотрел на все это и сказал: «Зачем я вам все это на откуп отдаю? Я сам буду 9-классников набирать, готовить их для техникума, чтобы они непрерывно у меня учились».
- От чего зависит длительность совместной жизни? Как сохранять семью?
Владимир Леонидович:
- Трудности есть всегда. Надо искать варианты и вместе их преодолевать. Когда долго вместе живешь, отношения простыми не бывают, и у нас было много сложностей. Нас, наверное, университетская база объединяла, постоянное стремление развиваться. Повторюсь, чтобы продолжать любить друг друга, надо чтобы вместе было интересно.
- Можно ли сказать, что дети скрепляют семью? Или можно и без них обойтись?
Ольга Петровна:
- Дети - это большое, но трудное счастье. И самое сложное, что в них нужно постоянно вкладываться, не ожидая отдачи. Мы растили Катю и Мишу, когда страна трещала по швам, когда развалился Советский Союз. Это была задача повышенного уровня сложности. При этом не опускали руки, шли своим путем и развивались. Дети состоялись, им на смену пришло новое поколение - у нас подрастают пять замечательных внучек. Поэтому мой ответ: да, для полноценной семьи дети - обязательный элемент.
Беседовала Анна Касюкова