В России могут снова опустеть полки с сахаром, а цены на него – вырасти в разы. Такой сценарий рассматривают в комитете Госдумы по конкуренции из-за неутешительных новостей о резком падении урожая сахарной свеклы.
По данным Минсельхоза России, на прошлой неделе в стране собрали только 492,1 тыс. т сахарной свеклы против 1,287 млн т годом ранее. Надежд на то, что аграрии наберут темпы и догонят прошлогодние показатели, нет, поскольку урожайность упала более чем вдвое — 150,4 ц с га против 347,3 ц с га в прошлом году.
Такие показатели сказались и на выпуске сахара. К 19 августа, по данным Союзроссахара, в стране выпустили 160 тыс. т сахар. Это на 27% меньше к уровню прошлого года, когда было выпущено 220 тыс. т сахара. В стране работают 18 сахарных заводов. В прошлом году было загружено 20 предприятий, а всего в России работают более 40 сахарных заводов.
Причиной столь резкого падения урожая стали майские заморозки, затронувшие регионы-житницы, пояснил ЕАН член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев. Еще одной причиной явилось принятое в прошлом году решение правительства о локализации семян, что усложнило доступ российских аграриев к импортному материалу.
Иностранным селекционерам разрешили поставлять свой материал при условии, если они создадут совместное предприятие с российским партнером, в котором будут владеть долей не более 49% и которому передадут семена иностранной селекции. Это решение отрезало от рынка ряд поставщиков.
При этом, как отметил Тортев, самообеспеченность страны отечественными семенами сахарной свеклы составляла на 2023 год 1,8%. Отечественная селекция не может похвастаться такими же результатами, как у зарубежных коллег. Разница в урожайности по сахарной свекле достигает 100–150 ц с га в пользу импортных семян.
«На самом деле в фактическом объеме дефицит сахара нам не грозит, с прошлых лет накоплены запасы, и правительство заблаговременно запретило вывоз сахара из страны (кроме стран ЕАЭС). У нас традиционно сложилось, что каждые 4-5 лет идет падение урожая. Проблема в другом: вести с полей могут стать благодатной почвой для спекулянтов. На мой взгляд, недобросовестные игроки могут воспользоваться информацией о падении урожая и пустить слух о дефиците. Тем более, что ФАС России, к сожалению, у нас реагирует медленно, и к моменту, когда начинаются проверки, полки пустеют», — пояснил Дмитрий Тортев.
Напомним, что изложенный Тортевым сценарий уже был в стране и в Свердловской области летом 2021 года. Чиновники объяснили происходящее рабочими сбоями в логистике крупных сетей. Сейчас повышенный спрос на сахар в правительстве называют сезонным и связывают его со сбором ягод и началом фруктово-ягодных заготовок.
В 2022 году история повторилась. Уже с 4-5 марта в некоторых районах Екатеринбурга начал ощущаться дефицит сахара: новые поставки по какой-то причине не проводились. После этого крупные сети стали вводить ограничения для покупателей на выдачу товаров. Например, в «Магните» выдавали в одни руки не более 5 кг сахара и крупы. Со временем ограничения расширялись: список в федеральных сетях пополнили рис, мука, подсолнечное масло, мясо птицы. Подобное наблюдалось в «Ленте», «Пятерочке» (входит в X5 Group), «Ашане» и «Магните». А 20 марта 2022 года в том же «Магните» ввели ограничения на продажу памперсов.
На федеральном уровне ретейлеры перекладывали ответственность за пустые полки на поставщиков или производителей. Свердловские власти подозревали в сговоре торговые сети, которые, по версии чиновников, умышленно придерживали товар.