Россия активно теряет мигрантов. С начала года наблюдается отток иностранцев из стран СНГ, говорится в свежем отчете Росстата. По оценкам экспертов, миграционный поток уже снизился на 30%, Свердловская область - не исключение. За первый квартал текущего года в регион приехали 23,3 тыс. мигрантов, а покинули 24,3. Миграционная убыль составила 682 человека. За аналогичный период прошлого года показатель был +971 человек.
И если раньше российские власти и бизнес сталкивались с нехваткой трудовых мигрантов по не зависящим от них причинах, например из-за пандемии коронавируса, то сейчас отток связан с усилением курса на ужесточение миграционной политики. Переломным моментом, безусловно, стал теракт в «Крокус Сити Холле». После него в обществе напряжение и негатив в отношении выходцев и стран СНГ достигли апогея. Но если эксперты и представители власти понимают, что экономике страны не справиться без мигрантов, то рядовые граждане зачастую призывают «выгнать всех» из РФ. Как найти золотую середину в миграционной политике и каким образом регулировать нахождение в стране иностранцев, ЕАН попытался выяснить с экспертами.
Так ли плохи мигранты и зачем они Свердловской области
Председатель «Дома народов Урала» Фарух Мирзоев считает, что многие проблемы в сфере миграции надуманные. По его мнению, напряжение создано искусственно.
«Нагнетание происходит в Интернете по инициативе нескольких жуликов, которые оседлали повестку. Пока массовой неприязни к мигрантам в обществе не чувствуется», - уверен он.
Однако в соцсетях многие пользователи высказываются против иностранцев. Основные претензии жителей России к мигрантам – наглость гостей и высокий уровень преступности среди иностранцев. Однако нужно понимать, что мигранты делятся на две категории – тех, которые пребывают на территории России законно, и нелегалов. Увеличение числа преступлений, которое заметно по отчетам СК, в большей степени связано именно со второй категорией: эти люди не могут работать, им нужно на что-то жить, поэтому они идут на преступления. Впрочем, нельзя утверждать, что наблюдается серьезный рост правонарушений по отношению к предыдущим годам, говорит депутат Госдумы от Свердловской области Андрей Альшевских.
«Мне кажется, что ужесточение миграционной политики привело к более активной работе контролирующих организаций. Соответственно, мы наблюдаем большее количество выявленных преступлений. Если посмотреть по увеличению правонарушений, в том числе и уголовно наказуемых, то это связано в том числе с наркотиками. Здесь есть о чем подумать и есть на что обратить внимание», — отметил депутат.
Обвинять во всех грехах мигрантов неправильно, уверена исполнительный директор Межнационального информационного центра Нурзида Бенсгиер. По ее мнению, большая доля ответственности за происходящее лежит и на «государственной машине».
«Сейчас все происходящее интерпретируется не в пользу мигрантов, создается негативный фон. Но когда мы все грехи миграции навешиваем исключительно на мигрантов, как будто бы не отдаем себе отчет, что иностранцев обслуживает государственная машина. Эти люди получают государственные услуги. Регистрация этих людей, документирование, выдача разрешений на работу, вида на жительства или гражданства – это все функции государства. Ошибки происходят из-за недоработок служб. Нельзя исключить и коррупционную составляющую проблемы», - отмечает Бенсгиер.
Многие эксперты уже не раз говорили, что России и Свердловской области, в частности, будет очень сложно без мигрантов из-за острого дефицита кадров. Нурзида Бенсгиер разделяет эту точку зрения.
«Мне нравится, что в последнее время власть, несмотря на карательные меры, говорит о необходимости миграции. Эту точку зрения высказывал и президент Владимир Путин. У нас два пути: либо завозить выходцев стран СНГ, либо резко повышать производительность труда и техническую базу. Техническую базу в силу внешних обстоятельств мы не можем сильно модернизировать. Что касается производительности, нужно уже честно задать вопрос самим себе: готовы ли мы сами работать по две смены или ненормированно? В некомфортных условиях? В суровом климате? В грязи? На стройке? Строители жалуются, что местные не идут на эту работу даже за хорошие зарплаты», - утверждает эксперт.
Мигранты – это давно часть российского общества, говорит Бенсгиер, и с этим ничего не сделать. Многие из них – наши сограждане уже не в первом поколении. «Просто так взять и отказаться от них – неправильно», - поясняет исполнительный директор Межнационального информационного центра.
Какие ограничения на работу мигрантов есть в регионах УрФО и почему эти запреты не нужны Свердловской области
В Челябинской области запрет на трудоустройство иностранцев был расширен совсем недавно. Под запрет на использование труда иностранцев подпадает оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов, гостиничный бизнес и общепит, индустрия спорта, отдыха и развлечений, а также работа в домашних хозяйствах.
«Решение главы Челябинской области принято в соответствии со ст. 18.1 ФЗ. Закон дает право на уровне субъекта вводить подобные ограничения доступа мигрантов к работе. При этом права таких работников не нарушаются, поскольку решение обусловлено содействием в приоритетном порядке трудоустройству граждан России (ст. 3 ТК РФ). За несоблюдение установленных правил работодателей могут оштрафовать на сумму до 1 млн рублей за каждого привлеченного к работе мигранта или приостановить их деятельность на срок до 90 суток», - пояснила юрист по вопросам трудового права Ерзина Дарья.
Привести в соответствие численность используемых иностранных работников местные компании должны в срок до 19 ноября 2024 года. Поэтому на текущий момент об изменениях на рынке труда и последствиях говорить преждевременно, считают эксперты.
Однако ужесточения миграционной политики в регионе проходили и ранее, например с 2015 года мигранты не могут работать в такси и общественном транспорте Челябинской области.
«На одну вакансию водителя в регионе сейчас приходится 2,3 резюме, что говорит о выраженном кадровом голоде. Ситуация усложняется и необходимой категорией прав: например, претендовать на вакансию водителя автобуса могут только соискатели, которые имеют категорию D. Важно, что кадровый голод спровоцирован не ужесточением миграционной политики, это отголоски общей ситуации на рынке труда. По итогам 2 квартала 2024 года на одну вакансию в Челябинской области приходится всего 2,3 резюме при норме не менее четырех. Главные причины дефицита кадров – это демографические тенденции, связанные со спадом рождаемости в 90-е и 2000-е годы, слабая внутренняя трудовая миграция, а также общий отток внешней миграции», - отметила в разговоре с ЕАН руководитель внешних коммуникаций hh.ru в регионах Анна Осипова.
Еще один регион, где введены ограничения на работу иностранцев, - Ханты-Мансийский автономный округ. Там под запрет подпадают общественный транспорт, такси, гостиничный бизнес, сфера образования и детского питания, а с недавних пор – еще и розничная торговля табаком и алкоголем и весь общепит.
«В этом регионе схожая с Челябинской областью ситуация. В среднем на одну вакансию приходится 3,8 резюме, если говорить о водителях, то - 2,5, о продавцах-кассирах – то 1 резюме», - говорит Анна Осипова.
Она уверена, что введение подобных мер в Свердловской области усложнит ситуацию на рынке труда и приведет к росту цен на товары и услуги для потребителей. Сейчас на одну вакансию в регионе приходится 2,2 резюме, что говорит о серьезном дефиците кадров. В первую очередь он затрагивает сферы массового и рабочего персонала.
«В большинстве случаев сокращение и без того дефицитного ресурса приводит к росту его стоимости. Будут расти затраты на подбор у работодателей, они будут вынуждены конкурировать друг с другом повышением зарплат и дальше перекладывать возросшие издержки на цену услуг, которую будет платить конечный потребитель", отмечате Анна Осипова..
По результатам опроса hh.ru, 30% свердловчан считают, что сегодня мигранты скорее полезны региону, чем нет. 26% уверены, что и вреда, и пользы мигранты приносят одинаково, 23% допускают, что вреда - все-таки больше. Еще 8% вообще видят в мигрантах только вред.
При этом только 21% свердловчан согласен занять рабочие места трудовых мигрантов. Чаще всего это представители ресторанно-гостиничного бизнеса, логистики и перевозок, продаж, строительства, а также розничной торговли. Не готовы на подобный шаг 30% опрошенных. Еще 14% считают, что в этих сферах должны продолжать работать иностранные граждане.
Сейчас ограничения на работу мигрантов в той или иной степени действуют во всех регионах УрФО, кроме Свердловской области. Некоторые опасаются, что из-за этого в регион могут хлынуть иностранцы. Однако депутат Андрей Альшевских в такой точкой зрения не согласен. По его мнению, ждать большого потока мигрантов в Свердловскую область не стоит, так как в регионе для них мало подходящих вакансий. А иностранцы, которые приезжают в Россию легально, в первую очередь ориентируются на перспективу трудоустройства.
Фарух Мирзоев, напротив, уверен, что в Свердловской области остро не хватает миграционных ресурсов. Только они, по его мнению, могут спасти регион от дефицита кадров.
«Югра всегда обеспечивалась внутренней миграцией, это жители Башкирии, вахтовики со всей страны. И большую нишу закрывали украинцы. Что касается Челябинской и Оренбургской областей, то туда мигранты едут из приграничных государств – Казахстана, Киргизстана. Но поток туда нельзя назвать огромным. Свердловская область – очень мощный и специфический регион, который требует много миграционных ресурсов, которые мы не подготовили. Эти ресурсы не должны быть высококвалифицированными кадрами. Местное население не идет на тяжелую работу с высокими зарплатами, поэтому остается надеяться на мигрантов», - пояснил он.
Как регулировать миграционную политику
Председатель «Дома народов Урала» Фарух Мирзоев выразил надежду, что именно Свердловская область может стать генератором инновационных идей для привлечения трудовых мигрантов. Но для этого государственная власть в симбиозе с бизнесом и общественными организациями должна подключиться к процессам адаптации иностранных работников к местной жизни, культуре, образованию, чтобы они могли стать полноценными членами общества.
«Большие потоки приезжающих мигрантов нуждаются в социализации. Оставлять все это на голову бизнеса нечестно. Государство, которое приняло гостей, должно заниматься дисциплиной и просвещением, чтобы криминала не стало. Хочешь честно работать – иди и работай, хочешь гражданство получить – иди учись, повышай свой образовательный ценз. Но пока мигранты привлекаются в частный малый и средний бизнес, который не может полноценно обеспечить им процесс адаптации к новым условиям», - заявил эксперт.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин ранее заявил, что представительный орган готов рассматривать любые поступающие предложения по мигрантскому вопросу. Именно для этого в ближайшее время в Госдуме рабочая группа, занимающаяся вопросами мигрантов, получит статус полноценной комиссии, заявил ЕАН депутат Альшевских.
По его мнению, власти должны регулировать ситуацию, чтобы не возникало «мигрантских гетто». В качестве примера он привел екатеринбургскую Сортировку.
«Вопрос миграционной политики для меня, как для депутата, представляющего Железнодорожный район Екатеринбурга, особенно важен. Мы знаем, что в этом районе есть два серьезных центра притяжения для мигрантов – "Таганский ряд" и овощебаза № 4. Люди, которые приезжают, размещаются в максимальной близости к ним по вполне понятным причинам. Это проблема, от которой самоустранились местные власти. Они не контролируют эти процессы. Приведу пример: люди пытаются поселиться поближе к рабочему месту, это привело к тому, что на Сортировке есть перспектива появления определенного анклава. Понятно, что он будет пытаться навязать другим свой образ жизни и ценности. Это может привести и уже приводит к конфликтам. Если бы органы власти пытались отрегулировать, не позволяя им селиться в одном месте, такого бы не было», - считает депутат.
Наличие проблемы подтверждает и Нурзида Бенсгиер. Основной причиной скопления иностранцев в микрорайоне стало развитие инфраструктуры, необходимой мигрантам.
«После открытия "Таганского ряда" и овощебазы № 4 в этих микрорайонах начали появляться халяльные кафе и магазины мусульманской одежды. После наплыва иностранцев местные жители уезжали в другие районы и сдавали квартиры тем же мигрантам. Точкой притяжения для иностранцев становятся и местные школы, где педагоги имеют опыт работы с детьми мигрантов. Поэтому и сложилась такая ситуация. Если мы хотим, чтобы иностранцы равномерно расселялись по другим местам, это очень большая работа», - отметила эксперт.
Бенсгиер настаивает на том, что необходимо разделять потоки мигрантов, въезжающих в Россию. И в зависимости от цели их пребывания решать, нужно ли тратить на них ресурсы.
«Есть мигранты, которые приезжают только зарабатывать. Смысл предъявлять им какие-то повышенные требования и интегрировать их в общество? Зачем нам тратить на них дополнительные ресурсы? А есть люди, которые ориентированы на жизнь в России, которые хотят здесь жить, мечтают перевезти семью, обучать здесь своих детей и быть частью страны. Вот эти мигранты, безусловно, нуждаются в адаптации, интеграции и поддерживающих мерах. Любой человек, который хочет остаться в России, должен знать законодательство, следовать ему и принимать наши нормы социального поведения», - уверена исполнительный директор Межнационального центра.
Она считает, что власти поступают правильно, наказывая мигрантов, пытающихся навязать свои нормы. В качестве примера она привела историю в Челябинске, где мигрант унижал женщину за якобы неподобающий вид. «Это недопустимо. И правильно, что его показательно наказали. Такие вещи надо пресекать, не допускать их повторения», - подчеркивает Бенсгиер.
Эксперт отметила, что большой проблемой является регистрация мигрантов. Сейчас иностранцы по закону должны проживать по месту фактической регистрации. Однако это мера совершенно невыполнимая - ситуацию надо исправлять.
«Зачастую арендодатель не готов прописывать мигрантов. Эта мера - первый шаг, чтобы мигрант не выпадал из правового поля. Я не ошибусь, если скажу, что менее 10% в России проживают по месту своей регистрации. По крайней мере, наша практика так показывает. Если вы придете на "Таганский ряд", то увидите кучу посредников и фирм, которые помогают мигрантам, в том числе оформить регистрацию. Это что значит, что им найдут квартиру, куда их заселят, и они будут там проживать? Нет, конечно. Им просто предоставят адрес. Вот так и создаются резиновые квартиры. На одном адресе может сколько угодно человек быть прописано. Это в корне неправильно», - уверена Нурзида Бенсгиер.
Кроме этого, она поддерживает инициативу главы Екатеринбурга Алексея Орлова организовать в школах курсы русского языка для мигрантов. Бенсгиер отметила, что у НКО есть такой опыт работы, общественники готовы помогать в реализации этой идеи. По словам эксперта, важно привлекать к изучению языка именно женщин. Таким образом, в процесс вовлекается вся семья иностранцев, происходит адаптация и социализация. Школы – отличный вариант для этого, считает Бенсгиер.
«В целом я понимаю, что надо наводить порядок, необходимость назрела давно. Но я призываю в первую очередь не к карательным мерам. Прежде чем наказывать, надо предоставить людям возможность. А чтобы ее предоставить, необходима прозрачность системы и отсутствие коррупции. Все-таки мигранты нам нужны. И мы не в том положении, чтобы разбрасываться такими ресурсами и тормозить рост экономики. Не нужно портить отношения со странами исхода мигрантов в такой момент, когда у нас не так немного союзников – существенно меньше, чем было раньше. Более того, в странах Средней Азии именно мигранты - проводники русского мира. Они становятся фанатами всего русского, вовлекаются в информационную повестку России, смотрят российские каналы. Это кажется мелочью, но это очень важно», - подытожила Нурзида Бенсгиер.
Екатерина Землянская, Валентина Попова