June 15, 2021, 3:36 PM
Елена Мицих

Битва за километр. В Копейске на публичных слушаниях не согласовали уже третий проект проспекта

В Копейске сегодня прошли публичные слушания по проекту эскиза реконструкции Коммунистического проспекта. Это самая широкая (порядка 100 метров) улица в городе, ее протяженность составляет около одного километра. Работы выполнила компания «Витпроект». При стартовой цене 5,4 млн рублей исполнитель взялся провести инженерные изыскания и разработку проектно-сметной документации за 3,7 млн. Контракт был заключен еще в марте. Информация об этом размещена на портале госзакупок. Заказчик – управление строительства администрации города.

Ранее подрядчик дважды представлял эскизы общественных пространств проспекта, однако они не принимались. В первом варианте были предусмотрены парковки вдоль дорог и домов. Во втором была разделительная велодорожка. В третьем проезжая часть без разделительного газона. 

Сегодня был представлен переработанный проект, но он снова не устроил общественность. По задумке авторов, предлагается расширить проезжую часть с 2 до 4 полос, добавить озеленения и парковок, поставить скамейки. Эти предложения вызвали много вопросов.Глава города Андрей Фалейчик поинтересовался, какое покрытие тротуаров планируется использовать, каким будет озеленение. «Не вижу МАФов, пешеходных дорожек», – отметил мэр. Представитель проектировщика ответила, что определены места для скамеек и архитектурных форм, а по покрытию вопрос еще не решен. Вероятно, велосипедные дорожки будут в специальной плитке. По мнению главы города, это может привести к существенному удорожанию работ. Так что к этому вопросу еще придется возвращаться. Планируется высаживать молодые деревья и крупномеры, будут и хвойные, и лиственные. Впрочем, при их посадке возникнут трудности: на территории проходит немало коммуникаций.

– Как увязаны тротуары? Они на разных уровнях. Иду я пешком и как я здесь пройду? Никак! Я вынужден вправо-влево [переходить]. Почему не сделать стыковку? – спросил Андрей Фалейчик.

– В тех местах, где существующее озеленение, где посажены хвойные деревья, мы хотели максимально сохранить, – ответила представитель проектировщика.

Основным же объектом критики со стороны населения стало количество полос. Инициативная группа жителей выступила категорически против расширения дороги. 

По мнению жителей, в зоне жилой застройки необходимо успокаивать автомобильный трафик, а не создавать условий для разгона. К тому же сейчас трафик достаточно низкий. Как уточнили противники этой идеи, сейчас по проспекту ездит мало машин из-за его плохого состояния. По словам заказчика и исполнителя эскиза, именно четырехполосная дорога была заложена нормативами и прочими документами, которые разрабатывались еще во время строительства улицы.

«Две полосы будет недостаточно, интенсивность будет выше, чем пропускная способность», – уточнил подрядчик.

По мнению местных жителей, в центре города хотят построить скоростную магистраль. Часть населения выступает за приоритет пешеходов. Найти компромисс попытался глава города.

«Это проспект! Очень хорошо, что у нас в городе застройка этого проспекта достаточно широкая. Надо сделать достойную, красивую, зеленую зону отдыха с пропускной способностью. Причем надо учитывать мнение людей, которые там живут, и автомобилистов. Вопрос парковок: у нас 30 лет назад нормы были одни, а сейчас количество машин многократно выросло. Если мы возьмем нормы проектирования, то здесь должны быть парковки, что не совсем правильно. Мы должны это учитывать, не забывая про комфортную среду проживания. Это означает, что мы должны проезжую часть максимально удалить от окон изащиитить ее зелеными насаждениями», – отметил Андрей Фалейчик.

 Челябинцы оказались недовольны большими островками безопасности на широком проспекте 

Проектировщик и заказчик обещают предусмотреть и систему ливневых канализаций. Сейчас она отсутствует в городе, поэтому при каждом дожде или таянии снега улицы оказываются залиты и затоплены.

По мере обсуждения напряжение в зале нарастало. Активисты назвали предложенный проект геноцидом пешеходов и поймали исполнителя задания на неготовности ко встрече: проектировщик не смог назвать цифры по пропускной способности и признался, что работает исключительно по нормативам и представленному техзаданию.

– Вы здесь живете? – спросили жители.

– Мы живем не здесь. Мы будем проектировать по нормам. И мы их не можем нарушить, – ответил исполнитель.

Активисты, меж тем, предложили собственный альтернативный проект. Представитель инициативной группы Александр Томилов рассказал журналисту ЕАН, что готов предоставить документ безвозмездно. В нем содержатся идеи, которые помогут сэкономить средства (порядка 60 млн рублей) на строительстве и обслуживании дороги и направить их на создание иных объектов благоустройства.

«Проектировщик говорит, что проектирует проспект в четырехполосном решении, но при этом готов все загородить заборами, чтобы дети не выбежали [на дорогу]. А может быть для наших детей важнее сделать тихую спокойную дорогу, на которой физически невозможно будет разогнаться до 30-40 км/ч?», – рассказал Томилов.

По задумке народных дизайнеров, в поперечном сечении проспект должен быть поделен на функциональные зоны следующим образом:

  • рядом с домами – деревья
  • пешеходная зона с МАФами и активностями для разных возрастных групп
  • зеленая зона
  • велодорожка
  • зеленая зона
  • дорога
  • с другой стороны от дороги – аналогичная, зеркальная схема.

Еще одна задумка – проезды во дворы должны быть подняты до уровня тротуаров. Тогда пешеходам и велосипедистам не нужно будет преодолевать спуски и подъемы. Предусмотрены уширения проезжей части перед наиболее крупными перекрестками, платформы для общественного транспорта. Отметим, что и «Витпроект» предусмотрел остановочные комплексы с «карманами», а еще отнесенные повороты со светофорным регулированием.

Кстати, идею строительства 4 полос поддерживают местные депутаты.

«Я считаю, что данный проект достаточно сбалансирован. Есть ряд замечаний к четной стороне проспекта, потому что отсутствует логичное завершение пешеходных и велосипедных дорожек. По нечетной стороне небольшие доработки требуются. Сегодня не ездят по Коммунистическому потому, что он узкий. Но он востребован. Меня больше интересует озеленение. Парковки – еще одна острая тема. Архитектуре дано дополнительное задание проработать этот вопрос. На первых этажах много коммерческих организаций, магазины. Будем приглашать представителей, выслушивать их мнение», – прокомментировал ЕАН председатель Собрания депутатов Копейска Евгений Гиске.

Участники публичных слушаний с удивлением отметили позицию руководителей управлений мэрии. В течение всего мероприятия на вопросы отвечала в основном представитель управления архитектуры Ирина Шилина, а глава управления строительства Михаил Разинкин, оказалось, сидел в зале среди слушателей и представился только в завершении встречи.

– Почему не подготовлены, на вопросы не можете ответить? – спросили его участники слушаний.

– На какие? Может вы скажете «Какая длина Волги», я ее не помню, – ответил Разинкин.

Он обозначил позицию мэрии: проектирование проспекта велось, как и говорил подрядчик, по нормативам. «Нужен новый генплан. Это полтора года. Берется то, что есть на сегодняшний день – документы, которые утверждены, и по ним составляется генплан», – уточнил глава управления строительства.

Участники слушаний не смогли договориться о согласовании представленного варианта. Власти предложили предоставить письменные предложения. Рабочая группа изучит их в течение недели, потом состоится новая встреча с общественностью. Кстати, несколько человек все же выступили за расширение дороги. Прозвучало даже предложение провести голосование.

Источник фото: Елена Мицих для ЕАН
Комментировать