July 23, 2020, 07:57 AM
Анна Касюкова

«Денежкин камень» ищет виноватых. Чем обернется пиар-история с «вертолетом для министра»

Пожар в заповеднике «Денежкин камень» оборачивается не только последствиями для людей и природы, но и межведомственным конфликтом. История с «вертолетом для министра», отозванным с территории, эхом прокатилась по федеральным медиа.

Напомним, на борьбу со стихией еще в выходные был направлен Ми-8 МЧС России. Спасатели по воздуху доставляли воду в труднодоступные районы пылающего заповедника. Накануне технику пришлось снять с территории – борт понадобился в Нижних Сергах, серьезно пострадавших от наводнения.

«Вертолет был задействован для работы в зоне ЧС в Нижние Серги, проведен авиамониторинг зоны последствий дождевого паводка для оценки масштабов ЧС и корректировки плана аварийно-восстановительных работ», - сообщили в МЧС. 

Тем временем сотрудники заповедника, в частности, пресс-секретарь Роберт Карапетян, фактически начали атаку на МЧС: «Спасатели не предоставили обещанную помощь». Тему немедленно подхватили в социальных сетях. На «Денежкином камне» будто забыли о том, что, отправляя ведомственную технику на лесной пожар, МЧС балансирует на грани нарушения должностных инструкций из-за простого желания помочь справиться с опасностью. Ведь тушение лесных пожаров не относится к компетенции ведомства, если огонь не угрожает населенным пунктам. Работать со стихией на таких территориях обязаны контролирующие их руководство ведомства – Рослесхоз и минприроды.

Так или иначе «птичка» уже вернулась в заповедник и выполняет чужую работу в полном объеме. Однако в СМИ и социальных сетях продолжают «полоскать» МЧС за «вертолет, отозванный с пожара» якобы «непонятно куда» (на самом деле в зону прямой ответственности ведомства).

«Такую ситуацию мы наблюдаем достаточно часто. Просто есть разные ведомства и структуры. Когда случается ЧП, есть две базовые позиции. Первая позиция – начать это ЧП всем вместе разгребать. Вторая позиция – начать перетягивать одеяло и перекидывать ответственность: пытаться снять вину с себя и возложить ее на кого-то другого. В данном случае руководство заповедника «Денежкин камень» пошло по второму пути – начало искать и создавать виноватых, в частности, в лице МЧС, у которых вертолет полетел куда-то не туда», - объяснил известный екатеринбургский пиарщик Платон Маматов.

Стоит отметить, что к руководству «Денежкиного камня» не может не возникать вопросов в связи с инцидентом, поскольку предотвращение подобных ЧП – прямая обязанность отдела охраны заповедника. Впрочем, подробно о работе этого отдела ЕАН рассказывал еще весной. По словам экс-заместителя по охране заповедника Николая Сухомлинова, фактически выдавленного со своего места работы, сейчас заповедник охраняется лишь формально. Обходы территории сокращены до минимума, техника пребывает в плачевном состоянии, зарплаты инспекторов не превышают 15 тыс. рублей, а с нарушителями, по чьей вине и могут возникать возгорания, борьба ведется в интернете.

«При этом умалчивается, что тушение — это все-таки функция другого ведомства – лесоохраны. И то, что в этом должна быть работа и самого заповедника, чтобы оно там не горело или горело поменьше. И то, что у МЧС не одно-единственное ЧП на территории области (там и Нижние Серги утонули, и пожаров больше, чем один). На мой взгляд, это не совсем этичное поведение для госслужащего: попытка возложить вину за ЧП на одну конкретную структуру», - уверен Маматов.

Подробно комментировать межведомственные игры специалист не стал, однако добавил, что, по его мнению, подобные конфликты должны решаться без вынесения в публичное поле.

«Можно где-то делить какие-то полномочия, но когда ЧП – надо разгребать ЧП, спасать людей и лес, а не заниматься выяснением того, кто прав, а кто виноват», - подытожил Маматов.

Добавим, что сейчас на территории Свердловской области действительно действует более десяти лесных пожаров. При этом с юго-востока к «Денежкиному камню» подбирается крупный пожар площадью более 300 га. В заповеднике поспешили заявить, что этот пожар может «перейти через реку» и перекинуться на их территорию.

По последним данным, площадь возгорания на самом «Денежкином камне» достигла 25 га. Дымом с заповедника заволакивает ближайшие населенные пункты. Местные жители с ужасом ожидают повторения сценария 2010 года: тогда пламя выжгло 3,4 тыс. га заповедного леса.

ЕАН следит за развитием событий.

 Отдел охраны в заповеднике недееспособен. Все о пожаре на Денежкином Камне 2020 

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+