September 8, 2021, 11:24 AM
Сергей Беляев

«Это заказная история»: директор Музея истории Екатеринбурга - о «травле» спектакля о репрессиях

В Екатеринбурге несколько дней не утихают споры об этичности проведения спектакля-экскурсии «Дело Филиппа Загурского» возле Мемориала жертвам политических репрессий. Директор Музея истории Екатеринбурга (учреждение участвует в организации постановки) Сергей Каменский в интервью ЕАН рассказал о «заказном» характере кампании против спектакля и о новых проектах, которые планируется запустить в Екатеринбурге в память о жертвах репрессий.

— Сергей Юрьевич, на ваш взгляд, что именно стало причиной недовольства общественников в этом проекте?

— У меня есть определенные предположения, но они настолько умозрительны, что я не стал бы выносить их в публичное пространство.

Мне кажется, понятно, что это заказная история. От всего происходящего есть ощущение кампании. Кто ее инициирует, мне, если честно, не сильно интересно. Мне интереснее заниматься профессиональным продуктом, чем всеми этими инсинуациями.

За исключением того, что высказал [глава председателя Свердловской областной Ассоциации жертв политических репрессий] Виктор Михайлович Черкасов. Это уже его личное мнение. Более того, он его немного скорректировал, погорячился немного.

— Действительно непонятно, почему вдруг, спустя четыре года после старта проекта, пошли эти разговоры о «плясках на костях»...

— Если бы они (противники спектакля — прим. ЕАН) побывали на спектакле, увидели его, они поняли, насколько это деликатно сделано, что там нет не только «плясок на костях», но и какого-либо осквернения памяти. Когда мы готовились к этому проекту, взяли более 200 интервью. Когда вы знакомитесь с этим, для вас эта тема становится настолько живой, что ни о каком оскорблении речи быть не может.

 Прокуратура проверит Музей истории Екатеринбурга из-за спектакля о репрессиях (ДОКУМЕНТ) Виктор Черкасов, конечно, многое сделал, но его позиция бывает странной. Неконструктивной в данном случае. Эта тема не может быть приватизирована кем-то. Ведь и среди создателей проекта, и среди зрителей есть родственники репрессированных. А в городе не так много людей занимаются этой темой (политических репрессий — прим. ЕАН) И хочется, чтобы все были толерантнее друг к другу и не писали в прокуратуру. Это из другого времени подход.


— Вы не стали отвечать сразу на претензии к спектаклю…

— Мы решили ответить очень подробно только сегодня потому, что это очень профессиональный продукт, в который вложено много энергии. Мы писали, что он создан на основе исследований социальных психологов, которое проводилось впервые в России. Напомню, проект получил также поддержку президентского фонда и удостоен премии губернатора Свердловской области, в жюри которого входят областные и городские эксперты. К самому проекту вопросов нет.

Понятно, что в этой теме всегда будут вопросы. Даже когда мы этот продукт создавали, мы сомневались, надо ли его делать, в каком месте его проводить. Это очень сложная тема, и тут нет простых ответов.

Другой вопрос, как ведется дискуссия. Если есть вопросы: давайте сядем за стол обсудим, привлечем экспертов, выскажемся со взвешенными позициями и аргументами. А критиковать просто так спектакль… Там же не только Черкасов, там очень много людей подписалось, не видя его, не имея бэкграунда по этой теме, без изучения опыта мировых музеев. Это непродуктивно в любой культурно-исторической теме. И мы призываем к цивилизованному диалогу. Мы готовы к этому и ради этого проект и создавали.


— Появилась информация, что городские власти могут рекомендовать сменить площадку. Вы готовы это сделать?

— У нас всего три площадки. И когда мы начинали в 2018 году, было непонятно, где находятся захоронения. Только предполагали. Сейчас хорошо понимаем. Вполне приемлемый вариант —перенести площадку в другую сторону от Мемориала, где вообще нет захоронений. Единственное — мы хотим привлечь внимание к этому месту, чтобы развивались исследования. Но я думаю, одно другому не мешает.

— Планируете ли вы продолжать подобные проекты?

— Честно говоря, наш режиссер подустал за эти годы от «Дела Филиппа Загурского». Мы буквально меньше чем через месяц запускаем еще один спектакль, посвященный теме репрессий по «харбинскому делу» (серия репрессий против служащих КВЖД в годы сталинских репрессий — прим. ЕАН). Он будет проходить в городе. Разрабатывается вариант уличного променада по улицам города и стационарный сценарий (это уже будет третий продукт). Этим дело не исчерпывается. Важнее всего, чтобы в городе к этому было внимание и те, кто работает в ней, должны усиливать друг друга, а не ослаблять.

Отметим, что многие обратили внимание на активную раскрутку данной темы федеральным агентством «Регнум». По версии наших коллег, с их стороны никакой подоплеки в этой истории нет.

«Мы не являемся инициатором конфликта и взяли тему в работу после того, как получили обращение Виктора Черкасова. Нас нельзя обвинять в том, что мы спровоцировали конфликт и раскачиваем его, «Регнум» освещает эту историю объективно: у нас выходили и комментарии в поддержку спектакля, в том числе уполномоченного по правам человека Татьяны Мерзляковой. Это обычная журналистская работа, кроме того, эта тема очень заинтересовала наших читателей», - заявил ЕАН корреспондента «Регнума» Дмитрий Красноухов.

 Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Facebook/Сергей Каменский, Музей истории Екатеринбурга
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+