May 13, 2022, 04:30 AM
Елена Мицих

Город-завод или город-базар: для Челябинска выбирают новый дизайн-код

В Челябинске появится второй дизайн-код для вывесок. Первый был принят в 2017 году для гостевых маршрутов. Накануне вечером в Доме архитектора более двух часов шло обсуждение проекта документа. Что предлагают разработчики, чем недовольны предприниматели и что на это отвечают в городском управлении архитектуры – подробности в репортаже ЕАН.

 По 13 лет колонии запросил гособвинитель для челябинского экс-чиновника из Минэконома и бизнесмена Новый вариант дизайн-кода по контракту с челябинской мэрией выполнило рекламное агентство «Элефант». Презентацию провел его руководитель Михаил Смирнов. В обсуждении документа, который уже сдан заказчику, но не утвержден окончательно, приняли участие дизайнеры, девелоперы, местные предприниматели и рядовые горожане.

Напомним, что в 2017 году дизайн-код разрабатывался и принимался в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС. Демонтаж не соответствующих формату вывесок на зданиях проводился как самими владельцами коммерческих объектов, так и силами администрации города. Тогда важно было успеть навести порядок до 2020 года. Впрочем, Челябинск в итоге потерял возможность провести важное международное мероприятие.

«На тот момент у нас было 38 гостевых маршрутов, выявлено 8 тыс. незаконных вывесок, демонтировано порядка 3-4 тыс. Когда есть четкие правила того, как надо делать [вывески], самое простое любому хозяину, который хочет что-то открыть, – взять книжку, сразу все сделать правильно и забыть о своей вывеске», – рассказала заместитель начальника управления по архитектурно-градостроительному проектированию администрации Челябинска Ольга Никитина.

На фото приведен пример неудачного применения дизайн-кода в Челябинске: фасады здания пришли в негодность под старыми вывесками и не были восстановлены после замены конструкций.

Уже при разработке «гостевого» дизайн-кода было известно: остальные городские улицы тоже ждет преображение. Новые правила обещают сделать менее строгими, и пока власти еще решают: станет документ обязательным к исполнению или будет носить рекомендательный характер, распространятся правила на все вывески или только новые. Все эти вопросы и предложения звучали на обсуждении свода правил. Представители бизнеса ожидаемо в большинстве своем говорили о дороговизне производства вывесок и сложности их согласования на соответствие дизайн-коду. Представители заказчика успокоили: все вопросы еще будут обсуждаться.

 Идеи для поддержки челябинского бизнеса озвучили предприниматели «Гораздо меньше запретов. Он (новый дизайн-код, – прим. ЕАН) прежде всего задает границы размещения вывесок, он не указывает на их конкретный внешний вид, ширину букв, цветовое решение мы не регулируем, однако есть требование, чтобы крепежные конструкции были в цвет фасада, чтобы не выделяться, и, если вывеска предполагает задник, общий карниз, мы тоже просим ее приводить в соответствие либо к близким цветам фасаду, чтобы не создавать суперконтрастной истории. Если есть цветовой бренд-бук вывески, наш дизайн-код позволяет этому существовать. Мы это оставляем дизайнерам, рекламщикам. Наша задача – показать людям: вот фасад здания, в этих границах, пожалуйста, размещайте вашу вывеску, она не должна перекрывать окна, мешать жильцам», – прокомментировала Ольга Никитина.

Михаил Смирнов сравнил поставленную перед ним, как разработчиком дизайн-кода, задачу с прохождением по тонкому лезвию: с одной стороны – хаос и недовольство населения внешним видом фасадов зданий, а с другой – опасность принять слишком жесткие для бизнеса решения. И тут есть риск ухода из бизнеса творческих компаний.

Кстати, представитель бизнес-сообщества, вице-президент регионального отделения общественной организации «Опора России» Алексей Ларин попенял организаторам обсуждения за недостаточно проработанные организационные моменты.

«О том, что затронет, в том числе финансово, основного интересанта, – никто не уведомил. Я так понимаю, вопрос предполагалось обсуждать и без основного участника. Мне кажется, это в корне неправильно», – отметил Ларин.

Он рассказал, что отношение предпринимателей к дизайн-коду в большинстве негативное. Они считают несвоевременным внедрять новые строгие правила. Стоит учесть, сказал Ларин, постпандемийный период и осложнившиеся экономические условия на фоне глобальных антироссийских санкций. «Опора» считает правильным отложить внедрение дизайн-кода или ввести субсидии на замену вывесок. Их стоимость оценивают в сумму от 100 тыс. рублей до нескольких миллионов.

Важным аспектом спора стало содержание дизайн-кода. Один из выступающих гостей Роман Смольянов отметил примеры, когда компании теряют прибыль из-за замены вывески на более мелкие. Он считает, что посыл должен быть иным и опираться на исторические события.

«Челябинск – да, заводской город, но делать вид, что мы не заводчане, было бы неправильно. И превращать город в цех с минималистической черно-серой окраской – тоже. Минимализм – это не всегда красиво. Давайте будем ходить как в стоматологии, что ли? Да, чисто, но Челябинск всегда был воротами в Азию.

У нас герб – верблюд. Это рынок, это базар! Кто ходил по рынку в Таиланде? Это ярко, красиво. Почему сейчас нас загоняют в бело-серые цвета? Может быть, проявите художественный вкус и предложите более яркие события? Тем более Челябинск промышленный город», – высказался Смольянов.

Разработчик дизайн-кода Михаил Смирнов, кстати, тоже выступает за внедрение более богатой цветовой палитры. После публичного обсуждения проекта, уже в разговоре с журналистом ЕАН, он поделился своим мнением: спор о том, что такое Челябинск – город-завод или город-базар, вести сложно. Дело в том, что он недостаточно изучен и описан в научных трудах. Для сравнения, Екатеринбург имеет собственную 3D-модель. В Челябинске, при современных технологиях, создать ее можно было бы за полгода. Тогда у чиновников, застройщиков, дизайнеров и прочих заинтересованных в развитии муниципалитета был бы быстрый и понятный доступ к различной информации о мегаполисе. Например, появилось бы понимание объемов и местонахождения промзон, заброшенных территорий и пригодных для освоения в будущем.

«Город не просчитан! Не просчитаны его пропускные возможности, востребованность учреждений образования, например. Как только начинаются каникулы, я от дома до работы доезжаю на машине за 4 с половиной минуты, начинается учебный год – я еду 30 минут и понимаю, что детей везут в школы. И это 10-полосная магистраль, улица Труда, которая стоит. Потому что это никто не просчитал. Никто не посчитал людей, профессии», – сетует Смирнов.

В ходе паблик-тока слово взял мужчина, который оказался единственным работником завода среди участников обсуждения дизайн-кода. Он сказал, что с введением первой очереди стандарта вывесок улицы Челябинска стали выглядеть гораздо аккуратнее. Однако он выступил против иностранных написаний без дублирования на русском. Для каждого дома, по его мнению, должно разрабатываться комплексное решение по цвету и размеру вывесок.

Участники беседы отметили, что сейчас растет спрос на качественную городскую среду. В городе грамотное визуальное оформление первых и цокольных этажей даст до 20 % вклада в его облик и восприятие. Как добавила представитель одного из застройщиков, девелопер Екатерина Цветкова, большую роль в привлечении посетителей играют сами здания. Правильно оформленные фасады работают порой лучше огромных кричащих вывесок.

Кстати, жителей волновал вопрос, учтены ли архитектурные различия районов Челябинска. Представители мэрии ответили, что этого не требовалось, так как новые правила не прописывают таких жестких требований, как определенное цветовое решение или использование лишь ограниченных видов шрифтов.

Ни заказчик, ни исполнитель пока не смогли сказать, когда новый дизайн-код будет принят. Решение будут принимать специалисты администрации города, последнее слово – за начальником архитектурного управления Павлом Крутолаповым и депутатами. Последние должны будут изучить документ и принять на одной из сессий гордумы.

Источник фото: Елена Мицих для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+