March 7, 2024, 06:52 AM
Анна Касюкова

Ирина Маевская, куратор службы опеки и попечительства свердловского минсоца: «Наши специалисты тоже нуждаются в защите»

В феврале свердловский минсоц обнародовал результаты работы за 2023 год. В статистике видна положительная динамика – меньше женщин стало отказываться от детей в роддомах, больше жителей региона готовы принять под опеку и усыновить ребят, которые остались без родителей. Вместе с тем 2023 год стал тяжелым для региона из-за трагедий, случившихся с несовершеннолетними. Гибель Далера Бобиева, изъятие девочки-подростка из квартиры без электричества, но с могильным крестом - это только вершина айсберга, так называемые медийные истории.

В органах опеки и попечительства Свердловской области работают в основном женщины. Как ЕАН сообщили в пресс-службе министерства социальной политики региона, на данный момент среди сотрудников - 90 % женщин в возрасте от 20 до 60 лет. За сухими названиями должностей - ежедневная работа по сопровождению свердловских детей и семей, приемных родителей и решению вопросов, зачастую не укладывающихся ни в какие законодательные рамки.

В преддверии Международного женского дня, в знак почтения и благодарности за эту работу ЕАН публикует интервью с Ириной Владимировной Маевской, начальником отдела организации и контроля деятельности по опеке и попечительству министерства социальной политики Свердловской области. Мы поговорили о государственной политике в отношении детей, оставшихся без попечения родителей или из социально неблагополучных семей, подборе опекунов и об изменении российского законодательства для предотвращения трагедий.

Ирина Маевская

- К органам опеки и попечительства почему-то у общества всегда много претензий. С чем это связано?

- К сожалению, так сложилось, что при любом негативном сценарии всегда и во всем виноваты органы опеки. Конечно, работа сотрудника органа опеки и попечительства очень сложна: она требует универсальных знаний и в области права, и в психологии, и в педагогике. Специалист должен быть этаким универсальным «солдатом». При этом главным принципом для сотрудника органа опеки и попечительства было и остается - действовать исключительно в интересах ребенка и принять все возможные меры, чтобы сохранить его в родной биологической семье.

Но как найти «золотую середину»? Каждая ситуация в семье индивидуальна, и на каждый случай нет указаний в законодательстве. С одной стороны, с 2008 года, когда полномочия органов опеки и попечительства были переданы на государственный уровень, в нашей области - в органы социальной защиты, многое изменилось в лучшую сторону. Огромная работа была проделана по реформированию законодательства по опеке и попечительству.

В настоящее время основные направления деятельности органов опеки и попечительства регламентированы. Но все жизненные ситуации учесть в законодательстве невозможно. Поэтому сотрудники должны обладать широкими знаниями и лучшими человеческими качествами, чтобы принять верное решение в той или иной ситуации и не навредить ребенку. 

В этом и сложность: легко обосновать свои действия, просто указав на норму в законе. А когда такой нормы нет? Вот поэтому и критика зачастую необоснованная, потому что граждане, не разобравшись, дают оценку работе органа опеки и попечительства только со слов одной стороны – например, «обиженного» родителя, у которого забрали ребенка. При этом специалисты в большинстве случаев не могут рассказать о всех нюансах той или иной ситуации, прежде всего в интересах детей.

- Распространенная страшилка: опека спит и видит, как ребенка из семьи изъять, чтобы передать в детский дом. Какой вектор у государства в этом плане?

- К сожалению, сегодня сформирован негативный образ органа опеки и попечительства. Хотя это совершенно необоснованно. За мою многолетнюю практику могу ответственно сказать, что не забирают детей из семей без наличия на то оснований. Повторюсь: нет такой задачи у органов опеки и попечительства. Зачем нам это делать? Очень расстраивает, когда слышишь: органы опеки и попечительства только и ждут, чтобы забрать ребенка и передать его в приемные семьи - им надо этот институт поддерживать.

Такие утверждения говорят только об одном: о незнании законодательства, тенденций, которые происходят в данной сфере. А ведь результаты работы органов опеки и попечительства значительные.

Число детей в детских домах сократилось в разы – в 2008 году (когда мы приняли данные полномочия) детей в них было около 7 тыс., а сегодня - 1,5 тыс. В год выявляли около 4000 детей, оставшихся без попечения родителей, а сегодня - порядка 1300 несовершеннолетних. Конечно, и эти цифры далеки от идеальных, но мы работаем.

Много детей из детских домов передали в семьи граждан, и, как правило, замещающие родители – это ответственные люди, которые вкладывают в приемных детей и душу, и время, и деньги, хотя бывают досадные исключения. 

Сегодня главная задача – сохранить ребенка в семье. При министерстве социальной политики создана рабочая группа по профилактике социального сиротства. Ее цель - совершенствование деятельности по раннему выявлению семейного неблагополучия и предотвращению изъятия ребенка из родной семьи.

- Как предотвратить случаи жесткого обращения с детьми в замещающих семьях? Если специалист опеки посещает семью один раз в полгода, он может и не заметить проблемы у ребенка.

- Да, действительно, сотрудник органа опеки и попечительства обязан посещать семью в определенные сроки, установленные федеральным законодательством: в первый год после передачи ребенка в семью – пять раз, в последующие годы – один раз в полугодие.

Поэтому для наблюдения за ситуацией в приемной семье и оказания помощи в организациях социального обслуживания - центрах помощи семье и детям, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, были созданы отделения (службы) сопровождения замещающих семей. Всего в Свердловской области сегодня оказывают услуги по социальному сопровождению более 70 организаций.

В промежутках между посещениями сотрудниками органа опеки и попечительства в семьи приходят специалисты службы сопровождения. Мы, конечно, настоятельно рекомендуем приемным родителям обращаться к ним за помощью, так как семья может сопровождаться только на добровольных началах, при согласии приемного родителя.

-То есть родитель может отказаться от посещения семьи службой сопровождения?

- Да, к сожалению, в настоящее время такой обязанности у приемного родителя законодательно не предусмотрено, поэтому мы рекомендуем сотрудникам органов опеки и попечительства разъяснять необходимость сопровождения на школах приемных родителей.

На наш взгляд, отказ от сопровождения должен вызывать у органов опеки и попечительства настороженность по отношению к приемным родителям, в этом случае важно особо пристальное внимание к детям, находящимся в семье. Опекун Далера тоже отказалась от сопровождения, скорее всего, на тот момент трагедия с мальчиком уже произошла.

Сейчас в правительстве РФ в первом чтении принят закон, предусматривающий обязанности для опекунов, попечителей, приемных родителей обеспечить возможность службам сопровождения посещать приемные семьи и работать с приемными детьми.

- Вам задавали вопрос о процедуре подбора: как вы вообще могли такому человеку, как Вероника Наумова (опекун погибшего Далера Бобиева - прим. ЕАН), детей доверить?

- Подбор ребенку семьи, приемных родителей - это очень важная задача. Нужно чтобы и у семьи были необходимые ресурсы поставить ребенка на ноги, но и ему в этой семье должно быть безопасно, комфортно и просто хорошо.

После случая с Далером вопрос подбора замещающих родителей и обеспечения сопровождения приемных семей профессиональными специалистами стал еще более острым. Да, нам задавали вопрос: мол, как вы вообще могли такому человеку передать ребенка.

Давайте разбираться в процедуре по определению возможности гражданина быть опекуном или приемным родителем несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей. Механизм прописан в федеральном законодательстве. Определен перечень документов, характеризующих гражданина (отсутствие судимости, наличие дохода, жилья, отсутствие проблем со здоровьем и другие). В числе этих документов - свидетельство о прохождении школы приемных родителей. В ходе подготовки в школе приемных родителей проводится психологическая диагностика будущих приемных родителей (по их желанию). Так вот все документы и результаты психологического обследования были в порядке. В таком случае правовых оснований для препятствования гражданину в его желании принять ребенка в свою семью на воспитание у органа опеки и попечительства нет.

- Чем можно замотивировать человека идти на службу в органы опеки и попечительства?

- Работа в органах опеки и попечительства трудная, но очень интересная. Замотивировать могу тем, что получите колоссальный опыт, в том числе по практике применения семейного законодательства, законодательства по опеке и попечительству и другим направлениям. И конечно, это возможность познакомиться с исключительными людьми, работающими в органах социальной защиты, опеки и попечительства, перенять их бесценный опыт, а также стать профессионалом в сфере защиты прав несовершеннолетних. 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+