October 25, 2023, 12:57 PM
Дмитрий Моргулес

Как нам обустроить Россию на отдельно взятой челябинской овощебазе. Мнение Дмитрия Моргулеса

Тема челябинско-среднеазиатских торговцев овощами, выселенных в силу реновации территории с Каширинского рынка, гонимых затем отовсюду то алчными арендодателями рынка «Караван», то жителями микрорайонов, не желающими делить пространство с обосновавшимися рядом мигрантами, что называется, «не уходит с газетных передовиц». Спецкор ЕАН Дмитрий Моргулес предлагает вариант решения недавно возникшей, но довольно острой проблемы.

Казалось бы, все могло разрешиться, когда торговцы нашли приют на овощебазе недалеко от пересечения Новоградского тракта и западной части объездной дороги. Но и тут возмутились жители окрестных поселков, микрорайонов и садов.

А сегодня, после очередного громкоголосого разноса главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, Росгвардия и ГИБДД и вовсе оцепили овощебазу и фактически остановили ее работу.

Между тем, если бы все довольно многочисленные и разнообразные интересанты и стороны этой истории (включая главу СК РФ, в отношении которого в силу его позиции по поводам в Челябинской области в южноуральских элитах уже возник печально-смешной мем «Бастрыкин возбудился») хотя бы немного подумали, сформулировали свои интересы и попробовали бы договориться друг с другом, то все минусы этой истории могли бы превратиться в плюсы.

Но давайте по порядку. Итак.

Объект: овощебаза, спешно перестраиваемая под оптово-распределительный центр и (немного) розничный рынок.

Расположена практически в идеальном для своих задач месте — на пересечении объездной автодороги вокруг Челябинска (что означает возможность фурам подъезжать и уходить в любом направлении — запад, север, восток и юг) и Кременкульского «вылета» из областного центра — наиболее перспективного направления, учитывая ту скорость строительства все новых и новых микрорайонов и коттеджных поселков как на этой окраине Челябинска, так и на территории Кременкульского сельского поселения. В ближайшие пять-семь лет на этом «вылете» только со стороны Сосновского района будут жить не менее 150 тыс. человек.

Целый Копейск. Вместе с «Парковым-2», «Ньютоном», «Тополиной аллеей» и прочими микрорайонами конца северо-запада Челябинска в зоне 12 км от овощебазы будут проживать около 300-400 тыс. южноуральцев. Которым нужны свежие, качественные и недорогие овощи и фрукты.

Как и любая овощебаза, эта имеет не только номинального владельца — некоего «крупного фермера» Ривожидина Махмадова, но и ряд (назовем их так) неформально влиятельных интересантов, традиционно контролирующих торговлю овощами и фруктами и финансовые потоки в этой сфере.

Проблема: неприспособленность под быстрое развитие. Источник страхов и опасения местного населения и жителей близлежащих поселков и садовых товариществ.

Интересанты ситуации (вольные и невольные)

  1. Местные жители

Проблематика: испуганы возможным нашествием сотен и даже тысяч мигрантов, которые, как правило, стараются селиться рядом с местом работы. Страхи нападений мигрантов (увы, не то чтобы совсем необоснованные — статистика преступности среди мигрантов растет), страхи лишиться образа и статуса экологически чистой территории из-за нашествия груженных овощами и фруктами фур.

Ресурсы: попытка привлечения к освещению проблемы СМИ, официальные жалобы в правоохранительные органы (в расчете на «Бастрыкин возбудится»).

Цели: осознанная — отмена размещения овощебазы в этом месте, минимум — превращения объекта в «дружелюбный» по отношению к ним.

2. Правоохранительные органы

Проблематика: В области и без того не самая простая оперативная обстановка, в том числе с преступностью в сфере мигрантов. Плюсом к этому огромные кадровые проблемы «на земле» (прежде всего в полиции) — некомплект, невысокие зарплаты, отвратительная моральная обстановка (обо всем этом не стесняется говорить даже министр МВД РФ Владимир Колокольцев). Если кто-то думает, что постоянный личный контроль Бастрыкина по инцидентам в Челябинской области радует местных силовиков, — да скорее наоборот, если верить тому, что они говорят без диктофона. В итоге только отвлекаются силы на исполнение окриков начальства, которое далеко не факт что разобралось в той или иной ситуации лучше местных правоохранителей. Но ослушаться невозможно.

Ресурсы: способность полностью перекрыть деятельность объекта.

Цели: нет цели, есть служба, задачи соблюдения правопорядка и реагирование на сигналы, идут они от жителей, от местных и региональных властей или же от федерального начальства.

3. Власть (администрация района и правительство области)

Проблематика: тема мигрантов, быстрого роста их числа, роста их «проблемности» и особенно преступности в их среде — на контроле у всех. Прежде всего у администрации президента. Соответственно, любой инцидент, прежде всего вышедший в публичную плоскость, приводит к «галочке» в той или иной строчке той или иной «папочки».

Чего совершенно не хочется, если, например, губернатор собрался переизбираться.

Ресурсы: практически любые, кроме силовых — от лицензионно-разрешительных возможностей до налоговых льгот под инвестиционные проекты.

Цели: главная — чтобы проблема «не отсвечивала» на мониторинге в АП. А если еще и удастся действительно сделать что-то стоящее...

4. Владельцы овощебазы, формальные и не очень

Проблематика: невозможность спокойно работать и зарабатывать, плюс растущая со стороны других торговых площадок конкуренция за то, где именно будут торговать овощами. Оптом и в розницу.

Ресурсы: финансовые — значительные, как «белые», так и «серые». Возможность привлекать «неформальные структуры» для решения части проблем безопасности объекта, в том числе неформального контроля в среде мигрантов.

Цели: заработок, в обстановке спокойствия и безопасности, без лишнего внимания. Большие деньги (а оптовая овощебаза — это большие и часто не слишком учтенные деньги) любят тишину и спокойствие.

 Рынок конфликта: жители челябинского села против мигрантов. ФОТО 

5. Компании-застройщики окрестных крупных микрорайонов (в нашем случае L-town, White group, «Флай пленинг», «Голос» и т. д.)

Проблематика: риск потери репутации и продаж в строящихся и планируемых к постройке микрорайонах. Вместо «жизни у леса в пяти минутах от города» — захолустье без транспорта, без полиции и скорой, но с мигрантами и рынком.

Ресурсы: финансовые ограниченные лишь собственной алчностью.

Цели: многолетние стабильные продажи.

 Немягкое подбрюшье Челябинска: зачем рядом с миллионником нужно создать новый муниципальный район. Мнение Дмитрия Моргулеса 

Задача

Превратить минусы ситуации — в плюсы.

Сделать это возможно единственным способом — создать из создающей проблемы районной овощебазы объект, который бы стал центром притяжения и торговцев, и жителей Кременкуля и близлежащих микрорайонов и которым власти могли бы гордиться.

Как это сделать:

Выражаясь языком специалистов по недвижимости, провести редевелопмент территории, самого объекта.

Сделать объект, в котором бы соседствовали:

  • оптово-распределительный центр с масштабом на Южный и Средний Урал, на Башкирию;
  • розничный рынок с низкими ценами, высоким качеством и разнообразием продукции, на котором могли бы затовариваться жители Кременкуля и окрестных поселков и микрорайонов;
  • фудмолл наподобие челябинского «Белого рынка» или, чего там мелочиться, «Депо» в Москве.

В конце концов, среднеазиатская кухня невероятно вкусна и разнообразна, и это не только узбекские или таджикские блюда, но и туркменские, киргизские, казахские... Главное, чтобы было вкусно, от души и на любой кошелек.

А в чуть более далекой перспективе, связанной не только, собственно, с овощебазой, — довести до Кременкуля и окружающих его микрорайонов общественный транспорт большой вместимости из Челябинска. Лучше бы трамвай, но сойдет и троллейбус. И, кстати, почему бы и не частный.

Что мешает скинуться на трамвайную линию застройщикам? В их планах — строительство в этом районе нескольких миллионов квадратных метров жилья. 

Планируемая выручка в ближайшие лет пять — сотни миллиардов рублей. А затраты на 10-12 км пусть даже самого дорогого трамвайного пути — миллиарда два. Это даже не статпогрешность по сравнению с выручкой. А если микрорайоны будут снабжены общественным транспортом, значит, вырастет и их доступность, да и проблема оседлости мигрантов снимется с повестки дня.

Вне сомнения, такой редевелопмент потребует серьезной пространственно-архитектурной проработки, проектировки и не менее серьезных вложений. Которые, вероятно, не просто лягут на плечи владельцев объекта, но и потребуют определенной помощи властей района и области и неких гарантий того, что проект дадут воплотить в жизнь. В том числе силовики.

Но по большому счету это уже нормальный инвестпроект, а не спешное строительство туалетов и парковок для фур под возмущение людей и при внимании силовиков. Дело становится счетным, эффекты — просчитываемыми и, при наличии времени, ресурсов и политической воли, вполне себе реализуемыми.

Сроки? Редевелопмент, с учетом проектирования, разрешительного процесса и так далее, — год, максимум два. Общественный транспорт — при наличии политической воли — примерно те же сроки.

Какие выгоды кто получит

Жители Кременкуля и окрестностей (включая часть северо-запада Челябинска) — центр притяжения. Большой, вкусный и безопасный объект (повторюсь, крупная овощебаза — это очень большие деньги, которые любят тишину и безопасность), где можно будет хорошо провести время и закупить дешевые и вкусные продукты домой.

 Рынок, где будут работать десятки мигрантов, продолжают строить в челябинском поселке 

Владельцы (формальные и не очень) объекта — мощный логистический и торговый узел, совершенно иной масштаб бизнеса, его устойчивости и при этом легальности.

Власти и правоохранители — объект, которым можно хвастаться и приводить в пример федеральным начальникам. Как образец решения сразу нескольких проблем, в том числе в среде мигрантов.

Застройщики — стабильность продаж и новый маркетинговый аргумент для покупателей (и не надо делать вид, что и без этого все будет хорошо, - рынок-то вполне себе приобрел вид пузыря, который находится на грани схлопывания. Стоит лишь притормозить программы льготной ипотеки, разгоняющие лишь инфляцию, но не делающие жилье более доступным).

Разумеется, все вышенаписанное — лишь бурные фантазии журналиста. Но вы классиков-то почитайте. Владимира Ильича, например. Удивитесь, насколько бывают похожи ситуации. И решение-то зависит прежде всего от желания увидеть картину целиком, понять не только свои шкурно-кланово-профессиональные интересы и от наличия политической воли.

Посмотрим, есть ли хоть что-то из этого в Челябинской области.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+