December 25, 2023, 05:23 AM
Валентина Попова

Концерт в Кремле, собственный альбом и тревоги за будущее российской поп-музыки: итоги года Васи Беля

Вася Беля – рок-музыкант, известный как в Екатеринбурге, так и за его пределами. Он принимает участие сразу в нескольких высокопрофессиональных проектах – от акустического трио до масштабного трибьюта легендарной группы Pink Floyd с оркестром. В интервью для ЕАН Вася поделился впечатлениями о своем недавнем выступлении в Кремле, рассказал о записи своего альбома и порассуждал о патриотизме и переосмыслении в музыке.

 - Расскажи, пожалуйста, о проекте Floyd Universe?

- Существует такой продюсерский центр «Колизей», который базируется в Березовском, у него есть несколько проектов, одним из которых стал Floyd Universe. Кроме этого, у них есть трибьюты групп Queen, Abba, есть группа Reportage metal band, которая играет преимущественно авторскую музыку.

Floyd Universe - это большая команда, включающая в себя не только музыкантов, но и тур-менеджеров, логистов, продюсеров, которые создают концепцию, договариваются с площадками. Есть в коллективе и звуко-, светорежиссеры, которые отвечают за техническую часть. Команда образовалась примерно в 2020 году, я присоединился к ним через год.

- Ты, насколько я понимаю, солируешь в проекте?

- В основном, но не только. У нас есть сольный номер для девушек бэк-вокалисток, в котором у каждой из них своя партия. Это очень эффектный номер на песню The Great Gig in the Sky с альбома The dark side of the moon, которая задумывалась Pink Floyd именно для женского вокала.

- Расскажи, как вы оказались на Кремлевской сцене?

- Просто в один день нам объявили, что, возможно, в конце года, 1 декабря, мы отыграем в Кремлевском дворце. Все к этому отнеслись спокойно, потому что за последние три года количество отмен и переносов концертов было очень много в связи с пандемией и другими событиями, однако в итоге все состоялось.

В целом выступление на Кремлевской сцене не вызвало у меня каких-то особых чувств.

Мы одинаково выкладываемся на концертах в каждом городе, у нас нет приоритетов, и мы не считаем, что публика в Волгограде чем-то хуже, чем в Кремлевском дворце. 

Разве что эта площадка была больше, чем все остальные, на каких нам доводилось выступать в этом году. Хочу еще отметить, что служба безопасности там работает гораздо серьезнее, чем в любом другом месте, в котором у нас до этого были концерты.

Ощущения от этого мероприятия у меня остались самые приятные, как, впрочем, от любого другого нашего выступления. Было определенное волнение, связанное с ним, что-то нагнеталось, но в итоге концерт оказался вполне рядовым. Бывают концерты хуже, бывают лучше – срабатывает множество факторов. Так или иначе мы стараемся держать планку и выдавать максимум.

- В песне Another Brick in the Wall у вас задействованы дети, как и у самих Pink Floyd. Вы с собой привозите хор или на месте находите?

- Пригласить детей, к сожалению, получается не в каждом городе. Вообще за всю историю гастролей мы приглашали хор только в Екатеринбурге, Волгограде и Москве. Это технически сложно, потому что когда мы в туре, у нас плотный график. Помимо того, чтобы приехать на площадку и привезти оборудование, нам нужно еще репетировать с оркестром.

Найти детский хор и уделить ему достаточно времени получается далеко не всегда. Когда же его удается найти, это подается для нас как сюрприз: придешь на саундчек, а вокруг детишки бегают. И, конечно, это всегда большой и приятный сюрприз для публики.

- Как часто вы выступаете в родном Екатеринбурге?

- Примерно раз в год, обычно концерт выпадает на начало весны. В Екатеринбурге всегда классно играть, все самые любимые концерты с проектом Floyd Universe проходят именно здесь. Тут замечательная публика, на концерты приходит много друзей и тех слушателей, которые регулярно посещают мои выступления с другими проектами и выступления коллег, – прием всегда теплый. На последнем концерте в Екатеринбурге я болел, но благодаря поддержке публики даже не почувствовал этого.

- Твоя любовь к Екатеринбургу радует, ведь это значит, что ты пока не планируешь покорять Москву?

- Нет, я действительно люблю этот город и пока планирую жить и работать здесь. Хотя и не говорю, конечно, что «до могилы» тут останусь. Я получил прекрасную возможность побывать во многих городах, которые я не планировал посещать целенаправленно.

И у меня появилась возможность сравнить жизнь в Екатеринбурге и в аналогичных миллионниках. Многие из них приятно удивляют, но в плане качества и уровня жизни наш город, конечно, находится в полном порядке.

- Изменилась ли аудитория за последние три года?

- Нет, мне кажется, что ничего особенного с публикой не произошло. Конечно, сейчас у нас в стране стало выступать гораздо меньше зарубежных артистов. Я не считаю, что это хорошая тенденция, – я за мультикультурный обмен. Но, с другой стороны, это благоприятная ситуация для того, чтобы российские артисты могли себя проявить.

- До нас доходят сообщения, что некоторые учреждения дополнительного образования стали вытеснять из репертуаров песни на иностранном языке. Как ты считаешь, это правильно? Имеет ли это отношение к патриотизму?

- Я могу прямо ответить, что это плохо. Считаю, что человек сам должен выбирать, что ему слушать, что ему есть, что ему покупать.

Последнее дело – запрещать песни, искусство, неважно какое – американское, итальянское, испанское, если оно уже полюбилось людям. Это никак не связано с политикой. Для меня такие вещи – это абсурд, над которым будут смеяться последующие поколения. По такой же логике можно запретить Баха. 

У нас запрещают музыкантов, по ту сторону – сносят памятники Пушкину. Что то, что другое – это ничем не оправданная глупость.

- Должен ли быть патриотизм в культуре? Есть даже некий условный жанр патриотических песен.

- У каждого свое понимание значения слова «патриотизм». В последнее время оно немного себя дискредитировало. Для меня патриотизм – это любовь к стране, культуре, желание сделать место, в котором ты живешь, лучше. Самое главное для меня – это чтобы патриотизм не пропагандировал насилие против кого-либо и не множил агрессию и злость. Что вообще такое патриотические песни в твоем понимании?

- «Катюша», «Широка страна моя родная», «Конь» группы «Любэ» – уже почти второй гимн страны.

- Это прекрасные песни, которые в свое время помогли людям. Ничего против них я не имею. Пусть жанр патриотической песни существует, но я не люблю обязаловку – это в продолжение разговора о запрете англоязычных песен.

В культуре все сосуществует: можно петь песни The Beatles и «Широка страна моя родная», чем они противоречат друг другу?

Они прекрасно могут соседствовать в репертуаре. Можно петь о романтических отношениях, а можно - о том, как ты любишь свою страну, мне кажется, это не взаимоисключающие вещи.

 - Полтора года назад ты сделал релиз трех собственных песен. Как сегодня продвигаются дела с творчеством?

- Я сейчас готовлю альбом со своим проектом Cozy Ghost Trio. Он фактически завершен в плане записи, осталось только сделать обложку и загрузить его в сеть на все платформы. Альбом состоит из семи авторских песен на английском языке, написанных внутри нашего трио. Еще для записи мы приглашали множество сессионных музыкантов-инструменталистов: на концертах мы играем песни в акустике, а в записи решили показать масштаб авторской мысли. Запись продолжалась полтора года: мы очень тщательно подошли к работе, раньше я столько времени на это не тратил никогда. Скоро альбом выйдет, я сам этого очень жду.

- Будете устраивать презентацию?

- Надеюсь, что да. У нас есть некоторые сложности в связи с тем, что некоторые участники сейчас не в Екатеринбурге. Но презентацию обязательно будет нужно сделать. Как только мы определимся с планами, я обязательно анонсирую это мероприятие.

- Как ты считаешь, музыка должна нравиться прежде всего самому автору или другим людям?

- Конечно, она должна нравиться самому автору. Давай порассуждаем: писать музыку целенаправленно, чтобы она понравилась именно другим, - такое тоже возможно. Но представь себе человека в компании, который буквально пытается выпрыгнуть из штанов, чтобы всем понравиться, произвести впечатление. 

Это выглядит как минимум неестественно. Даже если говорить о творчестве в коммерческих целях, то и тут нужно постараться быть честным с самим собой.



Но есть и другая крайность – ты можешь бесконечно все переписывать, но спустя время тебе все равно что-то будет не нравиться. Это нормальный подход с одной стороны, но с другой – это свидетельство того, что ты стал больше понимать и чувствовать. А если спустя три года после релиза ты слушаешь и понимаешь, что не имеешь ни единой претензии к качеству – значит, ты где-то там же и остался. Хотя это тоже неплохо – у каждого свое видение и понимание творчества.

- Какое, на твой взгляд, будущее рок-музыки в России?

- Я не думаю о будущем рока или рэпа. Меня больше волнует качество популярной музыки. Какие-то культовые группы были, есть и будут всегда, а вот массовая музыка, на мой взгляд, претерпевает какую-то деградацию. Все, что крутят по «Русскому радио», я слушать просто не могу.

- Так было и 20 лет назад. Всякие «кусочки-колбаски» и прочее подобное…

- Но тогда все равно выплывали какие-то качественные вещи, такие, как, например, песня «Осень» группы «Лицей». Наверняка и сегодня среди всего этого мелькают какие-то достойные внимания треки. Я не призываю хейтить современных исполнителей, среди них есть настоящие профессионалы – навскидку Cream Soda, к примеру. Но в целом массовая музыка пока оставляет желать лучшего.

Я выступаю за развитие индустрии, вместе с ним улучается качество звукозаписи, организации концертов, появляется больше площадок, и материала качественного будет больше. Вообще в России всегда было много отличного материала.

Раньше я скептично относился к русскому року или рэпу, но потом откинул некий снобизм и понял, что у нас много классных исполнителей. Например, мне очень нравится то, что делал Михей. Так здорово петь, с таким ощущением музыки!

Или вот «Король и Шут». Я в детстве их слушал и бывал на концерте, а потом потерял интерес. Помню момент, когда они в 2019 году внезапно вышли в топ Spotify, мы тогда были в туре. И я решил их послушать. Бывает такое, когда у тебя остается ностальгия по временам юности, напрямую связанная с той музыкой, которую ты тогда слушал. Я решил честным для себя способом проверить, насколько хорошей, в том числе и с профессиональной точки зрения, была музыка, которую я слушал в детстве.

И слушая «Король и Шут», я подумал: «Уау, вот это да!»

- То есть их музыка сделана профессионально?

- Это только полдела. Она оригинальна, самобытна, мелодична, с нетривиальными аранжировками. Была и обратная сторона, которая мешала их адекватно воспринимать, связанная с некоей маргинальностью, – как публики, так и поведения самих артистов. Но сейчас, через 10 лет, все встало на свои места.

 - Посоветуй, что можно послушать?

- Из местных, екатеринбургских команд могу назвать Blues Bastards, Kickin’Jass Orchestra, Lollypop Lorry – их 100 % нужно послушать. Правда, не знаю, как сейчас обстоят дела с концертами у последних, но они очень популярны в Латинской Америке. Хочу еще отметить Karovas Milkshake, правда, они уже не выступают, но есть записи, а в этом году ребята даже выпустили новый альбом.

Советую еще обратить внимание на старенькую группу, которая давно распалась, она называется Glad To Be Vlad. В Сети осталось много их музыки, она очень высокого качества.

Что касается музыкантов, известных на мировом уровне, то, конечно, обязательно стоит послушать Rival Sons. Кстати, я недавно побывал на их концерте уже во второй раз, когда приезжал в Милан. Это было очень круто, я до сих пор под впечатлением и готовлю сейчас передачу про этот концерт для радио Rock Arsenal. Хочу еще посоветовать не очень известную команду Common Saints.

Вообще в последнее время я слушаю классическую музыку, неаполитанскую, полюбил звучание мандолины.

- Это на тебе так сказалась поездка в Италию?

- Нет, покупка мандолы. Я купил ее для записи альбома и уже приноровился к этому инструменту. Мне было проще, чем новичку, потому что я в детстве играл на скрипке, у нее аналогичный строй.

 Солист группы Bob & The Monsters Василий Беля: уральский рок мрачный в хорошем смысле 

 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+