October 2, 2020, 12:55 PM
Ольга Лобовикова

«Маркетинг здесь нужен больше, чем деньги»: эксперты рассказали о проблемах пенсионного туризма в РФ

Российские политики думают над специальными программами по развитию туризма для старшего поколения, пишет журнал «Профиль».

Создание в России условий для развития туризма старшего поколения обсуждали на заседании президиума Совета законодателей РФ.

«У нас есть понятие «детский туризм», в Стратегии развития туризма до 2035 года появилось понятие «молодежный туризм», но нигде не говорится о туризме для старшего поколения», — отметила заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая и призвала присутствующих подумать над разработкой таких предложений.

По ее словам, при этом можно ориентироваться на жителей внутри региона.

Развитие туризма (лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, экологического, религиозного, круизного и др.) в форме, доступной для граждан старшего поколения, является одной из задач Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года.

Также действует федеральный проект «Старшее поколение» на 2019–2024 годы, направленный на создание программы системной поддержки и повышения качества жизни этой категории граждан.

Разработку специальной программы социального туризма для пожилых людей обсуждали и в профильном Координационном совете при правительстве, недавно преобразованном в правительственную комиссию по развитию туризма в РФ. Пока сложно подсчитать, в какую сумму обойдется такая федеральная программа, поэтому было решено начать с разработки и реализации пилотного проекта.

Подобные программы уже сейчас действуют в нескольких субъектах РФ при поддержке местных властей. А в Карелии два года назад некоммерческая организация «Центр развития социального туризма» даже выиграла президентский грант в 395 тыс. рублей на разработку проекта «Доступный туризм для старшего поколения».

Сейчас в среднем путешествует не более 12% граждан старшего возраста. Такое небольшое количество обусловлено не только их низким материальным положением, но и небольшим количеством адаптированных предложений от туроператоров.

«Пенсионеры путешествуют по всем направлениям, но традиционно предпочитают санаторно-курортные. Так, в Кавминводах это чуть более 20%, в отелях Краснодарского края — около 7–8%, а более активные туры — например, на Алтае и Камчатке — берут менее 1%. Экскурсионные туры берут порядка 15% и в основном женщины», — говорит Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин», специализирующегося на внутреннем туризме.

Пенсионеры московского региона также могут раз в 3–5 лет получить бесплатную путевку, если сами проявляют достаточную активность в общении с соцслужбами. Правда, обычно в непопулярный сезон — зимой и осенью, когда туры становятся наиболее дешевыми, с минимальным количеством услуг. «В основном фонды проводят на такие услуги тендеры и задают очень низкие ценовые планки, желая получить большее количество услуг за меньшие деньги. В итоге санатории отдают неликвидные путевки и работают в ноль, лишь бы не останавливаться зимой и хоть как-то загрузить персонал», — пояснил Ромашкин.

Также бесплатные или льготные путевки выдают в ведомственных санаториях, которые сохранили, например, РЖД и силовые ведомства. Правда, их количество все время сокращается. По его словам, в последние годы количество путешественников старшего возраста заметно выросло, причем все чаще они путешествуют в одиночку. Но к такому оказываются не готовы сами санатории. «Туристам старше 65–70 лет требуется дополнительное внимание, например возможность оказания экстренной медицинской помощи. Если это не санаторий, а обычный отель, владельцы, принимая таких гостей, ощущают тревогу. В этом году многие в связи с коронавирусом даже ввели возрастные ограничения, в итоге Кавминводы упали на 44%, а Крым — на 10%», — рассказал гендиректор «Дельфина».

По мнению Сергея Ромашкина, основное препятствие для развития туризма старшего поколения в России не отсутствие финансирования, а нехватка новаторского подхода. «Маркетинг здесь нужен больше, чем деньги. Многие поездки не так дороги, как думают люди, особенно на близкие расстояния. Нужно просто правильно рассказать о них пенсионерам и показать доступность таких путешествий», — говорит он.

Если же в России появится федеральная программа по развитию туризма для граждан старшего поколения и ее профинансируют, то произойдет взрыв возрастного туризма, уверен эксперт.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+