December 21, 2020, 12:33 PM

Молчать нельзя быть открытым. Политологи о стратегии будущего мэра Екатеринбурга

В новый год Екатеринбург вступает в состоянии неопределенности. Вроде как у города на днях появится новый мэр, но это не точно. Этот мэр как-то должен будет выполнить перед жителями и депутатами данные ранее обещания, но непонятно — какие именно. Как это сделать — тоже неясно, эксперты предлагают прямо противоположные решения: одни советуют первому заместителю главы Екатеринбурга как можно дольше молчать и постараться ничего не испортить, другие, наоборот, — рекомендуют как можно поскорее проявить себя, но желательно чем-нибудь полезным и понятным горожанам.

В понедельник стало известно, что Александр Высокинский покидает свой пост. В ближайшем будущем ему пророчат возврат на должность вице-губернатора в региональном кабмине, после чего он может в следующем году победить на выборах в Госдуму и покинуть Свердловскую область. На его место назначается ушедший с поста первого вице-губернатора Алексей Орлов, представленный в понедельник сотрудникам горадминистрации в качестве первого заместителя главы города.

Когда замглавы региона вдруг за ночь без каких-либо объяснений прыгает на несколько ступенек ниже — это создает ощущение, что нет никакой вертикали власти, нет иерархии власти, а есть просто группа людей, которая развлекается, но бесконечно далека от решения реальных проблем, вместо этого занимаясь непонятными кабинетными играми.

Зачем нужна эта перестановка — тут, в принципе, мнения почти у всех сходятся. Вопрос лишь в деталях: одни считают, что это попытка перезагрузить городскую политику перед грядущими потрясениями следующего года, другие что речь может идти о чем-то большем, вроде трансферта региональной власти в отдаленной перспективе.

«Высокинский два года занимает пост главы города. За эти два года уровень конфликтности в городе повысился. И по большому счету губернатору в преддверии предстоящего электорального цикла не нужны все эти проблемы. Нет конфликта между городом и областью — есть незатухающий пожар в городе, где сосредоточена треть избирателей региона. И если сейчас эту ситуацию не разрулить — она может совершенно непредсказуемо выстрелить в следующем году», — рассуждает политолог Андрей Мозолин.

«В 2021 году у нас большие выборы. А ситуация в стране и в Свердловской области плохая и будет еще хуже: эпидемия, кризис, люди озлоблены и есть тенденция к ухудшению  безработице, падению доходов. В этой ситуации нужны политические менеджеры, которые могут дать вполне понятный и конкретный результат. Высокинский показал, что он таким не является. А Орлов — это понятный губернатору человек, а в кадровых делах с большим отрывом идет вопрос о лояльности», считает Платон Маматов.

Есть и неожиданное дополнение к этой версии.

«Назначение Орлова главой города может быть подготовкой трансферта власти на случай, если в 2022 году по истечению полномочий губернатор Евгений Куйвашев получит предложение в Москве. Дело в том, что назначать главой региона вице-губернатора — Кремль такое не одобряет и такое не практикует. А вот с позиции главы крупного города, с должности, предполагающей опыт самостоятельного управления, — довольно часто», отмечает политолог Александр Белоусов.

Стоит отметить, что подобное мнение не отменяет всего вышесказанного, скорее накладывает на Алексея Орлова дополнительную ответственность: справится или хотя бы не наделает ошибок — получит карьерные перспективы, нет — значит, нет.

Как именно Алексей Орлов будет решать стоящие перед ним проблемы — пока не знает никто и, вероятно, даже он сам.

Формально перед ним стоит несколько очевидных задач:

  • провести вакцинацию и вообще обеспечить максимально комфортный для горожан выход из пандемии;
  • наладить отношения с гордумой, элитами и широкими слоями городских активистов, чтобы погасить местные конфликты
  • и, наконец, третье — провести город через выборы 2021 года.

Убирать снег при этом, кстати, необязательно: разочарованные во власти и оттого не следящие за перестановками горожане до весны все равно будут ругать Александра Высокинского, а потом все само растает.

С одной стороны, главная его задача — все-таки не наделать ошибок. И с этой позиции ему логичнее всего было бы ближайший год не делать ничего и просто молчать.

«Я всегда советую это, например, кандидатам в губернаторы: затаиться на некоторое время, чтобы не создавать случайными штрихами и жестами проблем своему имиджу. Я и Высокинскому это в свое время предлагал. И в этом смысле у Орлова сейчас удобная позиция: он может неопределенно долго воздерживаться от высказываний, поясняя, что «нужно время, чтобы разобраться во всем». А параллельно в тишине вести работу на то, чтобы со всеми подружиться. На примере Высокинского стоит учиться. Это пример человека, который на старте поразил всех своей рациональностью, показал себя смелым парнем, но так и не стал политиком», отмечает политтехнолог Алексей Швайгерт.

Александр Белоусов, наоборот, уверен, что сейчас не самое подходящее время, чтобы отмалчиваться: «В Екатеринбурге сейчас ставятся такие вопросы по поводу города и городского хозяйства, что здесь нельзя не обозначать свою позицию. У нас достаточно агрессивная и политическая и общественная среда. И все, о чем вы промолчите, может быть использовано против вас».

Платон Маматов предлагает компромиссный вариант. По его версии, скорее всего, мы будем видеть Алексея Орлова в паблике достаточно часто, но исключительно как хозяйственника, решающего городские проблемы.

«Мы увидим максимальную предсказуемость и максимальную неоригинальность в хорошем смысле этого слова. Он будет чинить трубы, убирать снег, бороться с коронавирусом и готовиться к Универсиаде. Прожектов с канатной дорогой мы не увидим. Единственное, в чем вопрос, — хватит ли у Орлова смелости и выдержки на выстраивание открытого диалога с общественностью, как это в свое время сделал Евгений Куйвашев. Высокинский этого попросту не умел, а его окружение попыталось, но получилось не очень», — поясняет эксперт.

Вместе с тем при любой выбранной стратегии, отмечают эксперты, у Алексея Орлова есть одно преимущество. Александр Высокинский был во многом непонятной фигурой: член старой команды городского управления, переметнувшийся к губернатору и потом пришедший обратно, и то ли самостоятельный, то ли нет — непонятно. С его сменщиком все достаточно четко: говорить с ним — почти то же самое, что говорить с губернатором. А это важно для всех, кто будет выстраивать отношения с мэрией: и для общественников, и для крупного бизнеса. 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+