May 12, 2020, 08:46 AM
Ольга Лобовикова

«Наши продукты не дешевка и не просрочка»: как работают волонтеры в Екатеринбурге

Пандемия коронавируса - время врачей и волонтеров. Тысячи молодых добровольцев работают на развозе продуктов и товаров первой необходимости для запертых в квартирах горожан. Многие признаются, что уже с трудом представляют себе возвращение к «мирной» жизни. О том, как это работает, ЕАН рассказал Кирилл Уланов, ставший волонтером случайно.

Кирилл, расскажите, чем вы занимались до всей этой истории с коронавирусом?

– До кризиса я занимался организацией и проведением мероприятий. В начале марта, когда появились первые новости о карантине, компании массово стали отказываться от заказов. К 20 марта - полная отмена на следующие два месяца. Еще была надежда на свадьбы-юбилеи до 50 человек, но уже через неделю губернатор Куйвашев внес поправки в указ, и моя работа остановилась полностью.

Последний выход, открытие салона дверей, состоялся 26 марта. Мы начали в 15:00, а закончили в 17:30 – как раз тогда, когда был обнародован указ губернатора. Совпало символично.

Кстати, все в тот день ждали указа, поскольку его анонсировали. Люди на празднике посматривали в смартфоны, и в какой-то момент я понял по лицам, что все, указ вышел. 

И что в итоге с работой?

– Какое-то время мы все надеялись, что ограничения снимут более или менее быстро. Но сейчас уже понятно, что ни в мае, ни в июне мероприятий не будет. Свадьбы, которые планировались на это время, все перенесли на август-сентябрь. К счастью, авансы, которые люди мне уже перечислили, никто не забирал. Сейчас главный страх - выпускные: непонятно, будут они или нет. Родители, правда, обещают, что в любом случае хотят сделать для своих детей праздник. У меня планировалось пять выпускных, и, если что, мне сейчас даже негде взять деньги, чтобы вернуть авансы.

Пытались переквалифицироваться?

– Я уже поработал помощником слесаря, электриком. Думал устроиться в доставку суши, но посчитал: чтобы заработать 1 тыс. рублей, нужно 12 часов провести за рулем. Плюс бензин, плюс «убиваешь» машину.

К началу апреля мои накопления закончились полностью. Деньгами помогли родные и друзья.

С кредитами отдельная история, я не жду помощи от государства. Принял как факт. Мы в семье сами принимали решение о кредите. Сами за него теперь несем ответственность. Я был готов продать машину, но такие радикальные меры не понадобились. Спасибо моим родным, спасибо коллеге, который помог закрыть кредит на безвозмездной основе. Сказал просто: «Отдашь, как получится!» 

Одним словом, добро возвращается.

Многие уходят в онлайн – насколько это возможно для организации праздников?

– В таком формате проходят детские дни рождения. Раньше мне казалось, что это неинтересно: детское внимание удержать достаточно сложно. Однако в условиях самоизоляции дети к такому формату общения привыкли и с удовольствием выполняют различные задания в стиле «крэйзи».

Реально на этом заработать?

Для сравнения: обычный детский праздник стоил около 10 тыс. рублей, сейчас – 1,5 тыс.

Как и зачем вы решили пойти в волонтеры?

– В середине марта увидел объявление о том, что ведется набор волонтеров. Решил попробовать – у меня был опыт благотворительности: организовывали бесплатные праздники в, например, в детдомах. Первый мой выезд был в конце марта. В тот день я приезжал к двум бабушкам-сестрам 82 и 88 лет.

«Сынок, гречку и геркулес уже видеть не можем! А завтра - праздник…хочется печенья или тортик…хоть чай попьем! Встретим день рождения!» - сказала мне бабушка.

Внутри все перевернулось… Я написал об этом в Instagram, тут же откликнулся салон цветов, попросили заехать за букетом и подарить его.

Получается, что мы привлекаем на помощь еще и других людей, которые не являются волонтерами как таковыми. Недавно, например, я выложил у себя в Instagram пост про двух слабовидящих мужчин, которым привозил продукты. У одного из них сломался кассетный магнитофон и радио. В итоге мы собрали деньги, подарили им колонки «Алиса», с которыми можно разговаривать, и годовой пакет интернета.

А что вообще делают волонтеры, как построен их рабочий процесс?

– Есть три направления работы: закуп продуктов, лекарств и получение их в медицинских учреждениях, помощь многодетным семьям и людям, оказавшимся в сложной ситуации, доставка продуктовых наборов нуждающимся. 

Утром мы приходим в штаб, нас осматривает медик. Смотрят горло, измеряют температуру, могут даже снять ЭКГ. Потом берем продуктовые наборы, которые закупают благотворители, и развозим по адресам, которые предоставляют соцслужбы. Кстати, некоторые возят еще и самих соцработников к пожилым людям и инвалидам, которым требуется помощь в уходе за собой, уборке и так далее. У многих соцработников транспорта нет.

Схема за столь короткое время работы отлажена полностью. Для закупа продуктов и лекарств пенсионеры звонят на «горячую линию» проекта 8-800-200-34-11, далее звонок обрабатывается, передается в региональный центр, распределяется по штабам, далее в нашу общую группу, любой волонтер может взять заявку. Я работаю волонтером выездной группы. Мы приезжаем к пожилым людям, покупаем продукты, лекарства по списку, выносим мусор, привозим продуктовые наборы, которые формируются на деньги благотворителей.

Волонтерская «смена» - восемь-десять часов. В день посещаем примерно 15 адресов. В квартиру мы не заходим, взаимодействуем на дистанции 2 метра.

Очень многие домофоны в наши дни отключены. Мы заранее созваниваемся с людьми, предупреждаем, что приедем. Потом набираем, когда приехали, стучим в дверь или используем звонок, отходим от двери, представляемся, после открытия двери просим отойти на 1,5 - 2 м назад. Ставим коробку или пакет в коридоре и уходим.

Есть мнение, что это все не особо нужно – больше «распил», показуха, пиар и так далее…

– Действительно, некоторые не доверяют. Некоторые бабушки, кстати, тоже не верят, что им просто так принесли продукты. Пытаются предлагать деньги. Однажды во время эфира программы про волонтерство позвонила девушка и тоже заявила, что все это профанация. С ней тут же связались, выяснилось, что она находится в трудной жизненной ситуации: двое детей, ипотека, муж лишился работы. И буквально через час мы ей доставили продукты.

Бывает, что приезжаешь в квартиру, а там из другой квартиры выглядывает бабушка и говорит, что ей тоже есть нечего. И мы ей тоже помогаем, хотя изначально ее в списках не было. База корректируется исходя из реальных потребностей. Это место, где нет никакой бюрократии. Это так радует.

Кстати, продуктовые наборы, которые мы возим, – реально приличные. Это никакая не просрочка и не самые дешевые продукты. Набора, мне кажется, точно хватит двоим на две недели.

Недавно свердловский губернатор пообещал волонтерам выплаты до 30 тыс. рублей в месяц. Вы как к этому относитесь?

-Мы уже посмеялись. Очевидно, что волонтерство за деньги – это уже некое противоречие. У нас другая мотивация. После выездов я испытываю такие же эмоции, как и после успешного корпоратива на 1000 человек. Я понимаю, что я нужен, чувствую, что делаю очень важное дело.

С другой стороны, если бы нам что-то выплатили, я бы по факту не отказался, учитывая мое финансовое положение. Кстати, на первом этапе пришлось вложиться и материальными ресурсами – за все время я потратил на бензин около 15 тыс. рублей. Но уже через неделю бензин стали оплачивать благотворители. Они реально помогают, это не фейковая история. 

Еще я уверен, что карантин очень сплотил людей, все стараются помогать друг-другу, не смотря на то, что у самих сложная ситуация.

Источник фото: Кирилл Уланов
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+