November 25, 2020, 01:05 PM
Александра Аксёнова

«Не хотелось бы дойти до «обнимашек»: активисты поговорили о «золотом» конце Уктусского аэровокзала

Екатеринбург лишится здания бывшего Уктусского аэровокзала. Однако после последнего проекта планировки и межевания транспортно-пересадочного узла, который известен екатеринбуржцам, как торговый центр «Золотой», видно, что территория аэровокзала находится в федеральной собственности. Общественники собирают заключения о ценности объекта, подают апелляции и выступают со своими предложениями: аэровокзал можно переоборудовать, использовать как ресторан или бутик-отель, можно сделать в здании музей гражданской авиации, центр детского творчества, культурный центр, арт-пространство.

Презентации Школы наследия Екатеринбурга, продолжавшиеся несколько дней, завершились самой эмоциональной дискуссией вокруг Уктусского аэровокзала, который де-юре не считается объектом наследия, но де-факто этого достоин. Свою презентацию куратор проекта прекратила, так как не смогла сдержать слез.

 Аэропорт снесут: мэрия Екатеринбурга отклонила все замечания горожан к проекту «золотого» автовокзала 

В октябре Марина Сахарова подала апелляцию в Свердловский областной суд. Общественница требовала признать решение Октябрьского районного суда, который ранее встал на сторону Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, недействительным. Ведомство отказалось включать здание аэропорта «Уктус» в перечень выявленных объектов культурного наследия Среднего Урала:

 «Он был создан в уникальную эру, когда еще все ездили, извините, на лошадях, а люди начали мечтать о небе. Аэропорт Уктус – это один из десяти магистральных аэропортов России, он появился на самом начальном этапе зарождения гражданской авиации. Это единственный полноценно сохранившийся объект из десяти аэропортов. Уникальность сохранности не только внешняя, сохранены не только интерьеры – даже ручки на дверях» - рассказала Марина Сахарова.

Активисты привлекли весомые аргументы по сохранению аэровокзала, собрав заключения специалистов федерального значения. Объемные заключения о ценности Уктусского аэровокзала были получены от вице-президента национального комитета ИКОМОС (комитет Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест) Людмилы Токмениновой, генерального секретаря российского отделения градозащитной организации DoCoMoMo Николая Васильева, руководства Музея истории Екатеринбурга, Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры.

В заключениях описано до деталей, что и как сохранено в помещении.

Размышляя о том, какое будущее может быть у аэровокзала, общественники пришли к версиям, которые могла бы стать логичным продолжением истории здания, одна из них – разместить в помещении кружок робототехники: 

«Были проанализированы детские кружки в микрорайоне Ботаника, и лишь один из них связан с робототехникой, у них небольшое помещение на первом этаже дома. Всего в Екатеринбурге небольшое количество технических кружков, многие из них нуждаются в площадке. У кружка в Дворце пионеров достаточно ограниченные условия. Какие-то клубы выселяли» - сообщила Марина Сахарова.

Вторая идея продолжения жизни – превратить здание в музей гражданской авиации:

«Музеи авиации в основном военные. Даже в сегодняшней ситуации в эти музеи идет много людей. Были предложены игровые площадки в закрытом и открытом пространстве, выполненные в теме авиации» - поделилась куратор школы наследия, Марина Сахарова.

В конце выступления докладчик не смогла удержаться от слез, последний слайд был посвящен летчикам, погибшим на Великой Отечественной Войне.

«Один из лётчиков уже до войны был известен почти как Чкалов. Информацию про троих удалось найти. И про всех ноль памяти в Екатеринбурге. А там, где они погибли или родились, целые музейные экспозиции» - рассказала ЕАН Марина Сахарова.

Ситуацию с признанием и не признанием объектов культурного наследие зданий прокомментировал реставратор высшей категории Дмитрий Демин:  

«Удивительно, что этот объект все еще не поставлен на охрану. Я посмотрел документы, которые направлялись для постановки на учет, почитал ответ. Там сидят грамотные люди. Курашов Юрий Юрьевич (главный архитектор ООО «Архитектурно - реставрационное объединение» - примечание ЕАН) одним из критериев существования объекта в среде выделил, что самого аэропорта нет. Это подмена понятий, сначала мы уничтожаем среду, потом исчезают объекты. Как профессиональный архитектор, который занимается реставрацией, могу сказать, что здание достойно называться объектом высокой культурного наследия. Оно находится в достаточно хорошей сохранности, в нем уникальные элементы декора. Нужно приложить максимум усилий, все зависит от решения властьимущих. Сделать экспертизу для отказа в постановке на охрану проблем не составляет. Может, стоит поднять общественность, возможно, как это было в сквере» - прокомментировал ситуацию» .

Модератор Школы наследия Екатеринбурга, директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский призвал общественность к конструктивному диалогу, даже в ситуации, когда эмоции переполняют:

«Объект принадлежит городу, городской истории. Хочется сохранить помещение, но при этом сделать коммуникацию конструктивной, не доходя до судов и обнимания этих зданий. Мы общались с застройщиками на тему понимания, что объект, который они покупают, имеют историческую ценность. Это вопрос не одного дня, а нескольких лет».

Напомним, под застройку транспортного узла отводится территория в границах улиц Крестинского — Академика Шварца — Белинского. Помимо здания автовокзала здесь же будет возведен торговый центр. Инвестором проекта выступает компания "Малышева,73 (Игорь Заводовский и Константин Погребинский). Стоимость объекта может составить около 25 млрд рублей.

Проект «Школа наследия. Екатеринбург» реализуется фондом независимого кино «Манифест 16» при поддержке Фонда президентских грантов.

ЕАН следит за развитием событий.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+