December 10, 2021, 10:55 AM
Сергей Беляев

Нельзя делать из учителей Павликов Морозовых: екатеринбургский педагог о вынужденном мониторинге соцсетей школьников

В Екатеринбурге сегодня прошел региональный форум для классных руководителей, на котором обсудили один из самых болезненных вопросов для учителеймониторинг аккаунтов детей в социальных сетях.

Как рассказал ЕАН один из участников форума, после серии «скулшутингов» в стране эту обязанность возложили на классных руководителей.

И, судя по высказываниям на сегодняшнем мероприятии, преподаватели от новых обязанностей, мягко говоря, не в восторге.

«После всех этих нападений на школы из Москвы пришла «настоятельная рекомендация», чтобы учителя следили за тем, не состоят ли их подопечные в группах категории 18+. Это и так называемые «колумбайны», и группы, в которых склоняют детей к суициду, и сообщества с порнографией. У каждого региона свои особенности. В Татарстане, к примеру, учителя должны мониторить, не состоят ли дети в радикальных группах исламского толка. Хотя это и для Свердловской области актуально, поскольку у нас классы на 40-50 % заполнены детьми выходцев из Средней Азии», — рассказал екатеринбургский педагог, присутствовавший на форуме.

 Уральский психолог объяснил природу скулшутинга Однако, как отметил преподаватель, мониторинг помимо дополнительной нагрузки на учителей полностью разрушает отношения между учителем и детьми.

«Задача педагога — наладить отношения с детьми, завоевать их доверие. А вместо этого мы копаемся в их подноготной и, если что-то найдем, то обязаны доложить руководству. Получается, из нас Павликов Морозовых делают. О каком доверии после такого может идти речь?» — сказал собеседник ЕАН.

По его словам, еще одна проблема мониторинга в том, что дети часто регистрируются в социальных сетях под фейковыми аккаунтами. С них они и посещают запрещенные группы. А школьникам, которые находятся в Сети под настоящими именами, по словам педагога, и скрывать нечего. 

«У детей может быть по три-четыре аккаунта. И не только в одной соцсети. Если во «ВКонтакте» еще как-то более менее ориентируешься, то TikTok вообще помойка, и там не знаешь, где, кого отслеживать. И, я думаю, большинство коллег этим занимаются формально. Для галочки», — резюмировал учитель.

Он добавил, что на самом форуме никто из педагогов публично свой протест не высказал. Тему с мониторингом социальных сетей поднял уполномоченный по правам ребенка Свердловской области Игорь Мороков.

Детский омбудсмен, по словам нашего собеседника, высказался против того, чтобы к этой работе привлекали классных руководителей. В разговоре с корреспондентом ЕАН Мороков подтвердил свою позицию.

 «Не состоят на учете и в «группах смерти». Сотрудник ПДН – о том, почему подростки совершают роковую ошибку (ВИДЕО) «Я считаю, что интересоваться жизнью своих подопечных необходимо. И, наверное, правильно знать аккаунты детей в социальных сетях. Но выискивать, устанавливать их связи - это уже не педагогика и не соотносится с педагогической системой. Педагогика предполагает 100-%е доверие. Дети же не бестолковые. Они прекрасно понимают, что таким образом за ними следят. О каком доверии здесь может идти речь? Установление доверия — это более правильное движение с точки зрения профилактики негативных явлений», — сказал Игорь Мороков.

И детский омбудсмен, и свердловские педагоги считают, что мониторингом социальных сетей должны заниматься профильные специалисты: спецслужбы, эксперты в области IT и психологи. Уже на основании их исследований можно было бы составлять рекомендации для работы классных руководителей. Однако о создании экспертных групп чиновники от образования пока не задумывались.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+