September 13, 2021, 10:46 AM
Анна Гринь

«Один из подопечных впервые проехал на такси»: как в Екатеринбурге наставники помогают подросткам ВИЧ+

В Екатеринбурге начался новый, второй набор наставников для детей с ВИЧ-инфекцией. В рамках благотворительного проекта «Трамплин» взрослые помогают подросткам принять свой диагноз и не бросать лечение. Полгода назад ЕАН уже рассказывал об инициативе.

 Они ненавидят свой диагноз и лекарства: психолог рассказала, зачем ВИЧ+ подростку наставник 

Корреспондент агентства поговорила с психологами, кураторами проекта и с наставниками, чтобы узнать, как общение повлияло на подростков и что нового о себе узнали сами волонтеры.

Как рассказала ЕАН куратор проекта в Екатеринбурге Ольга Бондаренко, каждый человек, желающий стать наставником, проходит несколько этапов интервью и обучения, собирает обязательный пакет документов. Для детей тоже есть определенные задания на этапе отбора. Самое важное – осознанное согласие на участие в проекте. Так подросток подтверждает серьезность своих намерений.

Сейчас в Екатеринбурге действуют восемь пар наставник – подросток. Они познакомились весной 2021 года и по правилам проекта будут общаться еще год.

Пары встречаются раз в две недели, еженедельно созваниваются, болтают в социальных сетях, ходят в кино и на прогулки. Если им захочется, то после проекта они смогут продолжить общение.

Диагноз «ВИЧ-инфекция» - это дополнительный вызов для подростков: им предстоит поиск спутника жизни и раскрытие своего диагноза партнеру, решение вопросов контрацепции, планирования семьи и детей в будущем.

Сама рутина ежедневного приема таблеток – испытание для человека с ВИЧ, как ребенка, так и взрослого. Сейчас антиретровирусная терапия имеет минимум побочных эффектов, но все равно несовершеннолетнему приходится решать связанные с ней вопросы: общаться с врачом, иногда обсуждать смену препаратов. Прием таблеток – важный для сохранения здоровья ритуал, который присутствует каждый день в жизни подростка.

Если происходят перемены, например, путешествие или поездка в лагерь, то нужно везти с собой таблетки на весь период пребывания вне дома. Вокруг новые люди, при общении с которыми тоже нужно понять, где эти таблетки разместить, как их принимать, как объяснить окружающим, что это за препараты.

«Наставничество - возможность для подростка доверить свою тайну, если он никому, кроме родных, не может рассказать о своем заболевании. Если же вопросы ВИЧ-инфекции в семье табуированы, то со старшим взрослым ребенок может обсудить болезнь, свое самочувствие и здоровье, а не держать секрет в себе. Бывают случаи, когда ребята устают принимать терапию, присутствует сопротивление лечению. Некоторые не до конца приняли свой диагноз. Болезнь эта сама по себе нагружена сложными переживаниями, стигматизирована обществом», - рассказала Ольга Бондаренко.

Об изменениях в отношении к болезни кураторы узнают от наставников, а также из анкет и отзывов подростков.

«В некоторых парах дети начинают очень откровенно говорить с наставниками о своих переживаниях по поводу диагноза, отношениях с друзьями, о планах на жизнь. Для нас [кураторов проекта] это качественный показатель, что в отношениях происходят позитивные изменения», - отметила Елена Захарова.

Один из подростков благодаря наставнику впервые проехал на такси, двое побывали на выставке. Еще одна подопечная доверила волонтеру проекта свою тайну, которой не могла поделиться больше ни с кем.

Положительные перемены в себе замечают и сами наставники. Так, по словам куратора Ольги Бондаренко, одна из наставниц так вдохновилась общением со своей подопечной, что решила задуматься о смене профессии. Волонтер, увидев, насколько ее протеже интересная, самобытная и упорно идет к своей цели, сама начала переосмыслять свой жизненный опыт, воплощать мечты.

Наставница Людмила отмечает: во время общения со своим подростком она наблюдает за тем, как девушку воспитали. Людмила – мама троих дочек, поэтому ей важно замечать, как могут развиваться дети.

«Для меня это первый опыт близкого общения с подростком. <..> Чувствую удовлетворение, когда могу быть чем-то полезна для подопечной», - делится Людмила.

За время общения Людмила исполнила мечту своей подопечной – девочка хотела попробовать манго. А еще помогла ей определиться с выбором места учебы после окончания школы.

Во вторую группу наставников набирают 10 человек. Первый этап – телефонное интервью. Если вам интересно поучаствовать, вы можете обратиться к куратору проекта Ольге Бондаренко или к психологу проекта Елене Захаровой. Полноценное обучение претендентов начнется осенью 2021 года.

Куратор проекта Бондаренко Ольга 8922 198 98 42

Психолог проекта Елена Захарова 8922 105 72 27

Источник фото: unsplash.com
Комментировать