April 18, 2019, 11:49 AM

«Пострадают все»: бизнес предрекает провал транспортной реформы Екатеринбурга

Радикальной транспортной реформы в Екатеринбурге не будет. Мэр Александр Высокинский пообещал, что изменения будут производиться постепенно, в течение трех лет.

Уже через пару недель администрация города объявит конкурс на выполнение перевозок общественным транспортом. Частные перевозчики оптимизма по поводу своего участия в тендерах уже не испытывают. Предыдущие конкурсы были сорваны, а выводы не сделаны, заявляют коммерсанты. Один из крупнейших предпринимателей в этой сфере, бывший депутат и владелец компании «Ю-Ви-Эй-Транс» Ринат Садриев заявил ЕАН, что не уверен, стоит ли вообще теперь работать в этом бизнесе. По его мнению, новая система перевозок будет «заточена» под муниципальный транспорт, но справиться с ней МОАП не сможет, и в результате пострадают все.

Некуда расти

Сегодняшняя транспортная система перевозчиков тоже не устраивает. Рынок перенасыщен. Один из самых доходных маршрутов Садриева, автобус № 19, следующий с Химмаша до остановки «Метро Пл. 1905 года», сегодня приносит денег меньше, чем три года назад. Водитель, гражданин Таджикистана Тожеддин Шеров, уже 10 лет на пару с женой-кондуктором перевозит уральцев. Зарабатывать на городских автобусах, по его мнению, все сложнее.

Каждый день Тожеддин забирает с выручки от проданных билетов 2 тыс. рублей - свою зарплату. Полторы тысячи рублей в день забирает супруга. Все, что остается сверху, - прибыль автотранспортного предприятия. Два года назад план прибыли составлял 2 тыс. рублей в будний день. Сегодня даже в удачную смену не выходит больше 1,5 тыс. Администрация изменила маршруты № 042 и № 38, пустив их через Химмаш. Для пассажиров это хорошо – даже в час пик, в 9:00 салон автобуса Тожеддина не переполнен. Но план водитель не выполняет.

По идее недостачу «хозяин» должен брать с Тожеддина, но тогда ему придется искать другого водителя, желающего работать пять дней в неделю за 40 тыс. рублей с 04:30 до 22:00.

Конкуренция – это не только плюс для пассажиров. По версии бизнесменов, это плохо сказывается на качестве перевозок. Многие водители сознательно выбиваются из графика и задерживаются на остановках, лишая прибыли коллег, едущих следом. Это приводит к ругани и опасным маневрам с обгонами на неповоротливых «Богданах» и ПАЗах. Тожеддин говорит, что приветствует транспортную реформу, если после нее с линии исчезнут два конкурирующих маршрута. Ощутимо снизилась прибыль частников и после того, как кондукторам выдали устройства для безналичной оплаты. Из 28 рублей, проведенных через валидатор, коммерсанты получают 16-17. Остальное съедают различные операционные платежи. В этих условиях частники приветствуют перестройку транспортной системы в принципе. Но не в том виде, какой ее представляют городские власти.

Сладкие куски

Хотя новая маршрутная система все еще не представлена общественности, о концептуальных подходах сообщалось.

«Пересматривается идеология по метро, чтобы его станции стали транспортными хабами, куда будут подвозиться пассажиры», - сообщили ЕАН в мэрии.

Ринат Садриев предсказывает, что условия тендеров будут сформулированы так, чтобы самые популярные направления выиграл муниципальный транспорт.

В первую очередь в условиях конкурса будут заявлены требования к машинам – это должны быть большие автобусы. Частники берут технику в лизинг и расплачиваются годами. Если новый ПАЗ сегодня стоит около 3,5 млн рублей, то большой пассажирский автобус – от семи до десяти.

Вкладываться в новые машины рискованно. Во-первых, чтобы закупить с десяток новых автобусов, нужно заранее знать, под какие маршруты будут инвестированы немалые деньги. С этим ясности до сих пор нет. Во-вторых, контракт заключается сроком на год. Если условия сделки с городом изменятся, вложения не окупятся и коммерсанты будут разорены. Бороться за тендеры на таких условиях готовы максимум две-три компании в Екатеринбурге. Остальные уйдут в другие сферы перевозок. Есть данные, что частникам оставят только короткие маршруты «подскока» с окраин до станций метро. Их рентабельность тоже под вопросом. Муниципальному предприятию играть в таких условиях легче – у городского перевозчика есть уверенность в завтрашнем дне. Но Ринат Садриев уверен, что МОАП не справится с нагрузкой и последствия от вытеснения частников быстро ощутят пассажиры.

Некому возить

Водительский штат в МОАП, как и у коммерсантов, по большей части сформирован из граждан Киргизии и Таджикистана. И в целом уровень квалификации новичков примерно одинаков. Половина новых сотрудников быстро уходят на поиски работы полегче. В целом дефицит кадров составляет 20%, часть автобусов из-за этого стоит в гаражах. Можно предположить, что муниципалы, получив большой заказ, переманят водителей от частников, но пока происходит обратный процесс. Маршруточники, которые устраиваются в коммерческие транспортные компании на зарплату 40 тыс. рублей, рассказывают, что в МОАП стабильно получали на руки лишь 16-17 тыс. рублей. Остальное от обещанной им зарплаты съедала жесткая система штрафов. Получается, маршрутов у МОАП станет больше, а водителей останется столько же.

Ждать будем дольше

Дефицит кадров и острая необходимость в обновлении парка вынудит муниципальный транспорт работать эффективней. Проще говоря, ездить реже, чтобы «не возить воздух». Садриев уверен, что, если сегодня горожанин в среднем ждет маршрутку около пяти минут, после реформы к нему приедет большой, комфортный автобус, но через 10 минут. Учитывая, что власти планируют повысить плату за проезд и ввести систему повременного тарифа, жители наверняка будут недовольны.

Сегодня, заявил Ринат Садриев, он и его коллеги-перевозчики ждут, когда администрация объявит конкурс, чтобы решить - стоит ли вообще на него заявляться.

ЕАН будет следить за развитием событий.

Антон Гуськов

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+