July 30, 2020, 11:51 AM

«Пожар ликвидируют, но подстилка продолжает тлеть». Лесники - о борьбе с огнем в Свердловской области

Запах гари, долетевший из северных лесов до Екатеринбурга, прибило дождями. Появилась надежда на то, что пожары в регионе хотя бы немного отступят. Лесники Свердловской области говорят, что в этом году их больше примерно в два раза. Виной тому - сухая погода и грозы, которые хорошо разжигают сушняк. Пламя добирается в труднодоступные места, не щадит молодняк. Парашютисты-десантники ведут борьбу в рукопашную. О том, как обстоят дела в разных лесничествах Свердловской области, – в материале ЕАН.

Гаринский район. Горит около 1 тыс. га.

Рассказывает директор ГКУ СО «Гаринское лесничество», экс-глава администрации поселка Гари Александр Лыжин.

«В районе с начала года у нас было пять пожаров, один из них удалось локализовать. Площади очень большие, пока они не локализованы, горит 1 тыс. га. Сейчас дождь прошел, идет облет, ждем хороших новостей.

Патрульный борт связывается с наземными группами, которые работают на пожаре, передает информацию. Это очень глухие районы, никакой связи нет вообще. Есть расчеты, сколько нужно сил и средств с каждого гектара, по имеющейся информации стараемся эти силы и средства организовать.

 Руководством пылающего заповедника «Денежкин камень» займется прокуратура К сожалению, общая беда по стране в том, что сил и средств маловато. Бьемся, конечно. Есть лесничества, где можно к пожару подъехать на машине или другим способом добраться до места. У нас территория недоступная. Сейчас горит северная часть района, а туда ни дорог, ни рек и технику никакую не забросить. Можно добраться только по воздуху.

Авиалесоохрана забрасывает парашютистов-десантников, они работают у нас на всех пожарах. Людям приходится в рукопашную бороться с огнем, у них только ранец и лопата. То есть ранцевый огнетушитель, лопаты, топоры, пилы. Они принимают решения по ситуации на месте, прорубают просеки или, если горит подстилка, тушат из ранцевых огнетушителей. 

Есть пожар в очень труднодоступном месте, где вообще нет ни водоемов, ни луж, ни речек. Сейчас там работает вертолет: подвозит людям воду, чтобы они заправляли ранцы. По пути сбрасывают воду. В этот острый момент люди вообще про сон забыли. Ладно нельзя работать ночью. А то и ночью бы работали.

Нам помогают арендаторы леса, выставляют свои группы людей. Мы их также забрасываем вертолетом, где-то доставляем по воде лодками, катерами, где-то - на танкетках.

Горит в основном неделовая древесина: давно отработанные лесосеки, делянка, вырубленная лет 5 назад. Когда гроза ударяет в свежий лес, маловероятно, что загорится. А когда в сушняк, конечно, больше шансов возгорания.

Пожары опасны для населенных пунктов, но у нас их всего 10, и они не пострадали. Лес жалко, он подрастающий, как раз на вырубах начинает подрастать.

В этом году гораздо больше пожаров, в разы. Лето очень сухое, даже болота высохли».

Сухоложский район. Профилактические беседы дают результат.

Рассказывает директор ГКУ СО «Сухоложское лесничество» Алексей Кылосов.

"По моему лесничеству все хорошо. Среднестатистически пожаров больше, чем в прошлом году, но все под контролем, справляемся. Мы продуктивно работаем с местными муниципалитетами. У меня пять городских округов, и до начала пожароопасного периода в четырех округах были введены особые противопожарные режимы.

В пиковое время – это конец апреля и начало мая - были созданы мобильные группы, которые вели профилактические беседы, в СМИ, в газетах на местных телекомпаниях были запущены ролики и разъяснения о том, что разведение открытого огня недопустимо, что за него полагается штраф. Я практикую такие меры пять лет и считаю, что результаты есть.

Эта профилактическая мера действенна. Мы подготовили лес, вырыв минерализованные полосы, которые являются барьерами для распространения огня. Нет никакой возможности каждый лесочек опахать, тогда этим нужно заниматься со схода снежного покрова до самого Нового года. Ежегодно разрабатывается и утверждается план тушения пожаров, в которых задействованы все арендаторы земельных участков и крупные предприятия.

В случае серьезных пожаров, когда вводится режим ЧС на территории какого-нибудь городского округа, мы можем в рамках этого плана задействовать эти предприятия. Сейчас форс-мажора нет, всего по лесничеству 15 пожаров. Сейчас у меня 8 лесничеств. В 2012 году на пожароопасный период у меня по одному лесничеству в течение лета было 55 пожаров. Это был форс-мажор. Это лето нормальное. В прошлом году просто меньше горели, чем обычно».

Режевской район. Пожаров больше в два раза. Самый сильный был 9 мая.

Рассказывает директор ГКУ СО «Режевское лесничество» Александр Кирюхин.

 Запах гари в Екатеринбурге объяснили пожарами в ХМАО «В этом году пожаров в Режевском районе было в два раза больше, чем в прошлом. Сухое лето, грозы. Сильный пожар был на 9 мая, когда люди пошли в лес жарить шашлыки. Он произошел между населенным пунктом и рекой. На данный момент в нашем лесничестве действующих пожаров нет.

Иногда мы уже ликвидировали пожар, но подстилка настолько сухая, что продолжает тлеть. Режевской район небольшой, мы имеем возможность отслеживать ситуацию и бороться с огнем на наземном транспорте.

Помогают арендаторы, среди них есть люди, которые занимаются лесозаготовкой, есть те, кто ведут изыскательские работы. Из них набирается достаточно большая команда, которая помогает нам в борьбе с пожарами.

 У нас на территории находится Уральская база авиационной охраны лесов, поэтому техникой мы достаточно обеспечены. Например, бульдозерами и тракторами, которыми мы роем минерализованные полосы».

Александра Аксенова

 Охраняется только формально. Опальный сотрудник «Денежкиного камня» – о ситуации в заповеднике 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+